< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

Альпы (мост Дьявола и поход к озеру Сасьер (Sassiere))

Point du Diablo

Через несколько живописных и явно горно-курортных городков, чередой расположенных на дороге D1006, мы доехали до съезда к фортам, вернее, к редуту Марии Терезы и стоящему напротив на скале  более грозному  форту Виктора Эммануэля.

Вечер - и никого, кроме нас, здесь не было видно. Правда, на парковке стояла одинокая машина.

Немного моросил дождь, температура примерно 15 градусов. Рядом с парковкой вход в редут и вход в аттракцион лазалок. Здесь два года назад развлекались Яночкины. Но сегодня ни их, ни кого-то другого здесь нет, между деревьями висят веревки, тросы, дощечки и какие-то другие приспособления. На них с интересом посмотрел Илья, но все закрыто.

Закрыт и вход в редут. Но дорогу к мосту по указателям никто не закрывал, поэтому мы взяли на всякий случай зонты и пошли. Идти надо вниз по серпантинистой дорожке примерно с километр.

Навстречу нам прошла группа, наверное, из того самого автомобиля, мы все поздоровались. Ну а как же, мы ведь в горах. И мы тут остались одни.

Возле моста дождь совсем прекратился и мы положили все свои зонты на тумбу, чтобы с ними не таскаться.

На мосту Настя начала немного бояться, остальные уже довольно закаленные. Виды отсюда, конечно, обалденные, даже несмотря на уже начинающиеся сумерки. Потом ребята остались бояться и гулять около моста, а мы с Мариной, как самые молодые из коллектива, по тропе пошли дальше и через 15 минут вышли на обзорную площадку, с которой хорошо виден сам мостик и форт с редутом.

Конечно, днем здесь можно было бы погулять и подольше, но у нас другие задачи. А сегодня уже стало темнеть и, видимо, приготовился ужин в отеле.

Поэтому мы вернулись назад, еще немного пощелкали мост и с моста и потом, чуть не забыв наши зонтики, по тропе (уже вверх) поднялись на парковку и поехали домой.

Недалеко от отеля я заметил булочную. Ага, значит завтра будут круассаны.

Ужин и вправду приготовился, по отелю расходился из нашего номера отличный запах :). И вкус еды оказался соответствующим запаху. Хорошая вещь - мультиварка, когда она в волшебных руках Штурмана. Зря она переживала всю поездку, что ужин сгорит или переварится. Оказалось в самый-пресамый раз.

Сегодня день получился хороший и интересный. Оставалось надеяться, что завтра погода нам не испортит одно из главных событий всей поездки. Но мы решили, что будем реализовывать задуманное независимо от погоды. От погоды будет зависеть только наша экипировка.

Но все равно, я немного переживал и после ужина не мог уснуть. Пришлось пойти и погулять по ночным улочкам городка. Было тихо, только шумела река и сквозь облака проглядывали звезды. И это обнадеживало.

За день мы проехали   297 км.

19 июля 2013 г., пятница

Настал один из самых важных дней всей поездки.  Для начала я вышел на балкон и увидел голубое небо, проглядывающее в разрывы между нестрашными облаками. Уже хорошо, хотя понятно, что в горах все может поменяться в пять минут.

Потом я вышел во двор, сел в машину и съездил в булочную, до которой здесь было не 10 метров, как в Валери, а полкилометра. Но хотел бы я, чтобы от моего дома до настоящей французской булочной было полкилометра :).

Здесь во всю продавали свежую выпечку, за которой практически непрерывно кто-то подъезжал. Такие, как я. И мы даже образовали небольшую очередь. Про солнце и цирк никто со мной не поговорил, но круассаны и булочки были в достатке.

Выпечка, по словам Марины, была не такая, как в Валери-ан-Ко, но все равно намного вкуснее, чем из гипермаркета. Вернее, лучше сказать так - выпечка было очень вкусная, а если бы мы не ели такую же в Валери, то думали бы, что она везде одинаково вкусна :).

На завтрак Марина приготовила омлет, с которым тоже отлично справляется все та же мультиварка. Ну и, конечно, сок, йогурты и кофе. После завтрака я пошел к машине и достал из ниши запаски поближе к доступу дождевики, потому что багажник вот-вот забьется сумками.

Расплатились все той же, якобы "проблемной", картой за отель и  поехали. Про проблемы с картой мы решили пока забыть. Платится ей, вот и хорошо. Значит нас точно не обжулили.

Изерский перевал (Col d'Iseran)

Снова мимо Дьявольского моста, сегодня на его парковке намного оживленнее.

Дорога красиво вилась среди гор и живописных деревень по долине Арк, потом мы поменяли D1006 на искомую D902 и полезли вверх. Хотя скорее лезли вверх велосипедисты, мы же с комфортом ехали, наша машина чувствовала себя на подъемах вполне комфортно.

Окружающие виды заставляли все чаще расчехлять фотоаппарат, а в некоторых местах приходилось останавливаться.

Не пропустили мы и историческое место - здесь ночевала семья Яночкиных. В их проезд светило солнышко и было тепло, судя по их одежде. Сейчас же вдоль дороги лежал снег, а реки превращали любой порожек в бурный водопад, а мы начинали понемногу одеваться.

Я зашел в дом у дороги - вполне приличное жилье, толстые каменные стены, еще сохранились почти все деревянные полы и лестницы, в принципе, немного повозиться и можно жить. Интересно, а вот если просто заселиться в этом визуально заброшенном доме, то как скоро найдется его хозяин? Может стоит подумать про приближающуюся пенсию и вариант затеряться в здешних местах :).

От "места ночевки Яночкиных" дорога еще полезла вверх, скалы приблизились, почти нависли над трассой, и стало все еще серьезнее и торжественнее. И мы так все поднимались и поднимались, пока не поднялись выше 2700 метров. Это был перевал Изер (Col d'Iseran) с официальной высотой перевала 2770 метров.

На самой его верхней точке, к которой еще надо подняться на холм выше дороги, как положено - устроена парковка, стоит часовенка, какой-то дом и хижина. Конечно же, здесь требовалось и захотелось немного погулять.

Естественно, что с перевала движение только вниз.

В живописном горнолыжном городке  Val de Isere нам пришлось остановиться, поскольку совершенно неожиданно у нас закончилось место на SD-карте фотоаппарата. Впервые за все последние поездки уже в ее середине фотографий стало больше 8 Gb. Запасная карта у меня осталась дома и ничего не оставалось, как срочно включить ноут и перелить туда содержимое фотоаппарата. Аккуратно, чтобы ничего не пролилось :).

Пока я это делал, временно припарковавшись на каком-то пятачке, весь остальной коллектив прогуливался по городку. Но я им отвел совсем немного времени и скоро мы все уже снова ехали к нашей сегодняшней цели.

И как только мы доехали до красивейшего озера или водохранилища Chevril, как навигатор, еле дождавшись, когда мы выехали из одного тоннеля и тут же были готовы въехать в другой, не дал нам этого, а  скомандовал резко свернуть направо и вверх в гору.  Надо сказать, что эта отворотка была более крутая, чем я смог осуществить и мне пришлось поворачивать в пару приемов. И потом дорожка стала узенькой, в одну машину, и мы по ней покарабкались вверх, не забывая оглянуться на Chevril и даже иногда остановиться и пофоткать.

Пару раз нам попадались встречные машины и мы дожидались разъезда в карманах дороги. Кому ближе карман, тот и дожидался.

А потом асфальтовая дорожка, поднимаясь языками все выше и выше мимо пасущихся горных коровок и их пастырей, нырнув пару раз в межскалье, превратилась в щебеночную и в конце концов уперлась в шлагбаум возле какого-то озерца.

Поход к озеру Сасьер (Sassiere)

Здесь стояло еще несколько машин и вообще это была практически полноценная парковка, поскольку даже имелась разметка. Только она была выполнена бревнами в траве. Здесь мы и оставили машину, одели куртки, взяли фотоаппараты и пошли по натоптанной дороге вдаль, к снежным вершинам.

Какая же здесь красота, луга, водопады, скалы и горы. Луга просто поразили нас буйством альпийских красок, мы то шли, то останавливались, чтобы просто оглядеться и посидеть, впитывая окружающую нас действительность.

Заметим, что часть лугов здесь огорожена простой проволокой, натянутой между столбиками, и табличками Private. И кстати, далеко не для всех эта дорога была только пешеходной. В стороне мы видели шале, возле которого стояла пара джипов. Наверное, здесь живут хозяева лугов и у них есть ключик от шлагбаума.

Но потом проволока закончилась и мы наконец-то буквально натолкнулись на них. Да- да, на тех самых мармотов, пара которых лазила в траве в метрах тридцати от нас, делая вид, что до нас им нет дела. Но стоило нам чуть двинуться в их сторону, как они тут же пропали с глаз долой.

Но Марина уже была практически удовлетворена. Она сделала то, к чему стремилась - увидела своих альпийских любимцев :) и по ее словам, уже можно было бы и возвращаться. Напомню про мармотов - это альпийские крупные сурки, очень обаятельные и, видимо, поэтому ставшие практически символом альпийского животного мира. Кроме того, это реликтовое животное, дошедшее до нас из ледникового периода, и живет только в некоторых высокогорных районах. В частности вот здесь - в долине озера Сассьер.

Но мы не стали возвращаться, а  пошли дальше. Ветер дул прямо в лицо и прямо со снежных вершин. А значит дул он ледяным холодом. И это почувствовала наша легкомысленная Настя - она одела только толстовку, хоть и плотную, но с открытым воротом и её ощутимо пробирало. Тогда Марина догадалась вытащить широкий пояс из своей плотной куртки и им замотала Настино горло, как шарфом. И той стало хоть немного, но теплее, а нам спокойнее.

Дорожка почти прогулочная, с небольшим уклоном вверх, постепенно вывела нас на берег искомого озера. Здесь было очень красиво и, кроме того, можно было найти теплые местечки за холмиками, и мы немного повалялись на травке, созерцая окружающее.

Озеро, находящееся на высоте 2460 метров, является еще и источником электроэнергии, по крайней мере об этом говорят таблички на его берегах. Один берег озера укреплен плотиной и в ней сделаны отводные трубы и по ним, видимо, иногда воду спускают, а она крутит турбины. Или крутила, потому что сейчас все было тихо.

Здесь мы отдохнули, согрелись и пошли дальше по левому берегу. Здесь тропа уже стала чисто пешеходной, узкой, хотя оставалась все еще пологой и идти было приятно.

Потом мы вышли в долину между двух хребтов, множество мелких ручьев практически пропитали ее  водой  и тропинка причудливо петляла по относительно сухим местам.

А потом тропа полезла вверх и с ней полезли вверх и мы. Остались внизу мармоты с их свистами, а после примерно получаса подъема на привале возле очередного веселого ручья наши детишки стали поднывать, что устали и  замерзли.

Вернее, за Настю стал беспокоиться Илья - это она замерзла и простынет. C такими доводами спорить было бесполезно, да и не хотелось, и мы договорились встретиться внизу, возле мармотов. Там потеплее и дети должны согреться. И ребята радостно тронулись в обратный путь.

Мы же с Мариной решили, что еще немного поднимемся, тем более, что все время казалось, что вот он, конец подъема, до того камня, а там уже все закончится. Но там был еще подъем, а за следующей петлей еще и еще. Пару раз приходилось форсировать довольно бурные ручьи, я даже раз ногой влез в такой, наступив на шатающийся камень и кроссовка промокла насквозь. Да и ладно, высохнет. И идти становилось все труднее и труднее, практически мы уже шли по шагам.

Пятьдесят шагов и надо сесть и отдышаться, иначе сердце выпрыгнет и покатится вниз, к озеру, вслед за детьми.

Зато и впереди, и сзади, и с каждого бока нас окружала невероятная природа. В основном это альпийские цветы, это все те же ручьи, это снег на склонах и горы, горы и снова горы. А что может быть лучше?

И вдруг, несколько неожиданно для нас, появились еще одни местные жители, горные козлики и козочки. Сначала мы увидели одну козочку, она на почтительном расстоянии грациозно сделала вокруг нас кружок, особо не приближаясь, видимо была послана с разведкой.

Невдалеке я увидел французскую (а может и не французскую совсем) пару туристов, которые стояли, замерев перед пригорком и призывно махали нам. Мы потихоньку подошли и тоже замерли. За пригорком козлиная пара паслась в 20 метрах от нас, почти не обращая на нас внимания.

Это было что-то с чем-то. Такое не забывается, какие кроссовки, я только потом увидел, что стою в этих мокрых кроссовках по щиколотку в снегу :).

Потом мы с Мариной покинули очарованных французов и еще немного попытались достать свой горизонт, но в конце концов успокоились на том, что увидели ледник. Посидели напротив него и пошли назад. И назад идти было намного легче и быстрее, только отвлекали цветы, не давая просто так пройти мимо.

А возле озера снова повысовывались из своих норок мармоты, они стояли столбиками и бойко нас обсуждали. Их стало намного больше, наверное, мы стали входить к ним в доверие. А может, у них закончился мертвый час и пора было на прогулку и заодно на фотосессию, в которой мы приняли активное участие.

А один экземпляр так увлекся чем-то вкусненьким на дорожке, что нам удалось подойти к нему практически на расстояние протянутой руки. И сурок не стал от нас трусливо убегать, а важно и немного недовольно отошел в сторонку, поглядывая искоса на недоеденное.

Дети на лугу набегались за этим зверьем и уже начали уставать нас ждать. И скоро мы все уже сидели в машине и не понимали еще, что вот все, цель достигнута и  на сегодня все важное закончилось. Жалко :). Но с нами остались наши воспоминания.

Потом спустились к водохранилищу мимо коровников, я даже предлагал коллективу купить у дояра молока, но Штурман идею не поддержала, а я тут глухонемой.

И поехали в сторону Альбервиля, на его окраине нас ждало следующее жилье.

Когда я планировал сегодняшний день, то немного опасался велогонки Тур Де Франс, поскольку 19-го июля у нее как раз финиш в Альбервиле. Но они с нами перемещались перпендикулярно и когда мы под проливным дождем (он начался почти сразу, как только мы спустились, сначала несильный, а потом все сильнее и сильнее) ехали по городу, то уже никаких следов гонки не было и мы про нее и не вспомнили.

А зря, и это нам завтра аукнется. Но это завтра. А пока мы прокатили через Альбервиль, потом навигатор нас свернул в сторону гор, провез поселками и мы подъехали к поселку Sainte-Hélène-sur-Isère и нашему отелю "Le Sainte Hélène". Здесь у нас 4-хместный номер. Под дождем перетаскали вещи, усталые дети завалились на свои места на 2-х этажной кровати, а Штурман снова превратилась в Кормилицу со своей чудо-печкой. Я же ей немного мешался. Но неуспешно и поэтому скоро у нас на столе стоял ужин.

День закончился, мы проехали свои  198  км.

Завтра нам нужно будет оказаться в Эльзасе, дорога неблизкая и достаточно путанная.

Но это завтра, а сегодня за окном шумит дождь и из окна видны горы.