< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

Каунас

11 мая, среда

Не успели мы как следует отъехать от Бирштонаса, как подъехали к какой-то большой деревне, присмотрелись к табличке - опаньки, так это Каунас и есть. Так нас навигатор и в Вильнюс привез, с черного хода, не изменил себе и в этот раз. Правда, город начался очень быстро и, в отличие от Вильнюса, Каунас нам показался более однородным, не таким контрастным по стилям. Ну и более зеленым в плане растительности.

Наш отель  Magnus Hotel нашелся очень быстро, довольно большое 10-ти этажное стекольно-бетонное здание. Мы поставили машину на широком тротуаре перед входом, девушка на ресепшене быстро нас оформила и объяснила, что отельная парковка во дворе за шлагбаумом, но к ней надо объезжать по улочке, мимо которой мы только что проехали. Можно теперь проехать с километр вперед до разворота и потом вернуться, а можно сдать задом по улице метров 50 и нырнуть в эту боковую улочку. Что я и сделал, дождавшись красного светофора неподалёку, сдал назад и маленькой улочкой объехав квартал, мы оказались во дворе нашего отеля у его внутренней двери.

Номер на 6-м этаже в точности соответствовал фотографиям в Букинге с прикольным опускаемым столом, как в поезде. Но его окна выходили на проезжую часть и было шумно от проезжающих машин. А закрыть окно было нельзя - сплита нет и значит будет душно и жарко. Марина немного приуныла, но я спустился вниз и попросил администраторшу поменять нам номер, пока мы особо не расселились. И она, немного посмотрев на компьютер, спросила:  "А вы точно не успели воспользоваться кроватью?". Были бы помоложе, может, и успели бы, а так нет :). И она выдала мне карточку-ключ от другого номера, напротив. Открыли его - окно во двор, вид на нашу машину, намного тише, да еще и сплит висит на стене. Все радости сразу.

Мы сегодня уже нагулялись вволю, время около девяти вечера и решили никуда больше не ходить, только купили сыра в соседнем магазине Maxima и им вместе с оставшимся кибинаем устроили себе ужин в номере.

12 мая, четверг

Сначала была проверка завтрака в этом отеле и он нам понравился ещё больше предыдущего, хотя, как вы помните по рассказу, и тот был совершенно не плох. Кофе-машина в наличии, кофе в ней приличный. Тоже уже привычная селедка, зелень, горячие блюда, но, в отличие от Вильнюса, мясных и сырных деликатесов в виде нарезки побольше и хлеб разнообразнее и намного вкуснее. Вот тут мы и попробовали в первый раз настоящий хваленый литовский хлеб, его оценили в полной мере и даже решили, что купим немного домой.

А потом, избыточно сытые, тронулись в город - у нас в наличии один световой день на то, чтобы попытаться его понять. Для этого у нас с собой была карта Каунаса, взятая по традиции на стойке отеля.

И одно из первых из культовых сооружений, что нам встретилось - мечеть в соседнем парке.

Отель оказался недалеко от центра, если центром считать Лайсвес аллею. Мы вышли к ней уже через полкилометра на площадь Независимости к церкви Святого Михаила Архангела.

Массивная церковь в византийском стиле была построена не очень давно, в самом конце 19-го века для местного гарнизона. Была православной до 1990-го года, а потом, побыв немного музеем, передана римско-католической церкви.

Внутри церковь очень аскетична, запомнилась картинами, посвященными восшествию Христа на Голгофу.

Площадь Независимости и начало Лайсвес аллеи в ремонте, по всей видимости, идет замена дорожного покрытия, ходят рабочие, ездит техника и мы ушли от аллеи в сторону. Нам хотелось подняться на холм над Каунасом, чтобы посмотреть его сверху, где-то рядом на карте был отмечен Костел Воскрешения Христова как туристический объект, в его сторону мы и двинулись, и неожиданно для себя пришли к фуникулеру. Это оказался один из двух Каунасских фуникулеров - фуникулер Жалякальниса. Фуникулер был построен в 1931-м году, все техника сохранена в первозданном виде, даже обслуга работает в форме образца 1951-го года. Внизу статуя "девушки с дудкой".

Очень захотелось прокатиться, да и цена  за билет 1 евро с копейками не напрягала. Никакой обслуги или кассы внизу не наблюдалось, стоит вагончик с открытыми дверьми, наверху виден еще один такой же вагончик. Народу кроме нас никого.

Зашли, двери практически сразу закрылись и мы покатили вверх. Навстречу нам проехал тот, второй, вагончик, абсолютно пустой.

Я уже подумал, что вообще здесь все на автоматике, но нет. Оказалось, что водитель, он же кассир, сидит на верхней станции и оттуда управляет всем транспортом одновременно.

Поездка очень понравилась, жалко короткая.

А наверху нас ждало огромное сооружения. которое я сначала принял за элеватор. Но это оказался как раз костел Воскрешения Христова.

Идея строительства этого костела в честь независимости Литвы появилась в 1920-м году, был объявлен конкурс проектов и выиграл его архитектор Й.Красаускас, но строил другой, занявший в том конкурсе третье место. Построили костел к 1940-му году, в основном на пожертвования местных жителей и литовцев-эмигрантов. После войны костел был превращен в радиозавод, на котором собирали телевизоры "Шилялис". В 1990-м году здание костела было возвращено церкви и начались восстановительные работы. Снова был открыт костел в 2004-м году.

Весь какой-то железобетонный, внутри очень светлый и пустой.

На крышу костела можно подняться на лифте, это мероприятие  платное. Я, уже обласканный прежними кассирами, спросил у пожилой кассирши про скидки для русских пенсионеров и она  утвердительно кивнула, документов не спросила. Мы получили два билета по цене одного и поехали.

На самом деле я думал, что нас поднимут наверх 70-ти метровой башни костела, но нет. Подъем заканчивается на плоской крыше с которой можно посмотреть Каунас по её левую и правую стороны.

Честно говоря, самые интересные виды на старую часть города "удачно" закрыты часовней св. Казимира в конце крыши. Но все равно, свежий воздух и ощущение какого-то полета над городом.

Кроме того, мы сумели произвести рекогносцировку  на местности и выбрать дорогу к следующим объектам.

По пути у нас два музея - музей чертей и музей Чюрлениса.

В первый мы снова проникли по пенсионному возрасту за половину цены. Хотя продавец билетов открыла нам "страшную" тайну - в Литве на пенсию уходят с 65 лет и мы с их точки зрения никакие не пенсионеры. Но впустила, пожалела, наверное :).

Честно говоря, эта выставка не произвела на меня большого впечатления, разве что осознание настойчивости ее автора художника Антанаса Жмуйздинавичюса, собравшего более 300 разных фигурок разных чертей. Но все смотрят и мы зашли.

Музей чертей является частью музея Чюрлениса, вокруг которого активно идет стройка и реконструкция. И мы даже уже подумали, что в него не попадем, потому что не могли найти входа. Но потом из-за визуально неживой и как бы запертой стеклянной двери, за которой не было никакой активности, нам помахала невесть откуда взявшаяся женщина. Мы у нее спросили - а где вход в музей Чюрлениса? и она ответила - здесь.

Мы вошли в пустой холл и тут же следом за нами вошла толпа студентов и музей заполнился :).

Вот тут нам очень понравилось, такая живопись не оставляет меня равнодушным.

Антанасом Жмуйдзинавичусом

Источник: http://www.olitve.ru/goroda/kaunas/muzei-kaunasa/

Из этого мирного музея мы мимо музея войны вернулись к Лайсвес аллее, чтобы уже дойти ее до конца, иногда заглядывая в боковые улочки, чтобы, например, полюбоваться набережной Немана.

Аллея показалась мне бесконечной, на ней огромное количество магазинов и Марина, конечно, не могла себе отказать в удовольствии покопаться в нарядах. Но ничего не купила. А я во время её исканий отдыхал на аллейных лавочках.

Но аллея все же закончилась вместе с магазинами и мы как-то постепенно вошли в старый город к следующему объекту - собору св.Петра и Павла. Собор построен в стиле кирпичной готики, строгий и неброский снаружи и очень украшенный внутри. Строить его начали в 1441-м году, закончили через 210 лет, это кафедральный собор Каунаса. Одновременно это самый крупный собор Литвы, хотя с виду так  не скажешь.

И уже совсем рядом ратушная площадь с аккуратной беленькой ратушей посередине и затянутой в леса и ремонт базиликой Св.Франциска.

За базиликой стоит еще один городской туристический объект - дом Перкунаса (дом Бога Грома) -образец пламенеющей готики, слегка перекликающийся с костелом Св.Анны в Вильнюсе. Его функциональное предназначение нам было неизвестно и непонятно, смогли только запечатлеть его снаружи почти со всех сторон.

По берегу мыса, на котором сливаются две большие реки Неман и Вилия (Нямунас и Нерис) проходит отличная дорожка для прогулок и велосипедов, на берегу Вилии оборудована целая череда тренажеров. По этой дорожке мы пришли к Каунасскому замку, но зашли не в него, а в стоящий напротив костел Св.Георгия. Костел бернардинцев был построен в конце 15-го века и в нем явно ощущается груз веков.

Потом обошли игрушечный Каунасский замок и на этом осмотр старого города Каунаса практически закончился.

Настала пора ужина, про него мне стало думаться все с большим интересом.

Мы в Вильнюсе не стали есть в рекомендуемом многими ресторане Forto Dvaras, только выпили там пива несколько неожиданно для себя. Поэтому, когда на ратушной площади мы увидели такой ресторан, то практически не сомневаясь, завернули в него.

Что хочу сказать, здесь нам еда понравилась. Пиво Svyturys мы закусывали жареными колечками лука, наконец-то попробовали суп в хлебе (один на двоих, причем Марина практически не оставила от хлеба ни кусочка).

На второе мы решили взять аналог белорусских драников - здесь они назывались просто картофельными блинами. Вкусные. Общий счет ужина 20 евро с чаевыми.

Сытые и отдохнувшие, мы нашли в себе силы пойти к дому по набережной Немана. Дул довольно сильный ветер и в небе над рекой появились дельтапланы.

Когда мы заселялись в отель, дежурная нам сказала, что на крыше отеля есть панорамный бар. Сегодня оттуда звучала живая музыка и мы поднялись посмотреть. что там. Ну да, панорамный вид присутствовал, примерно как с крыши костела Воскрешения Христова, только подъем сюда на лифте бесплатный :).

На этом знакомство с Каунасом закончилось. Город нам понравился.

За день прошли пешком приблизительно 16 км.

13 мая, пятница

Сегодня у нас последний день в Литве и мы должны переехать в Минск, наша поездка постепенно двигалась к завершению. После плотного завтрака осталось только покидать вещи в машину и вперед.

Но на прощание мы хотели посмотреть еще один, расположенный по соседству с Каунасом, да что там, практически в городе, интересный объект - монастырь Пажайслис.

Парковка перед монастырем очень большая и пустая, бесплатная. Монастырь расположен практически на берегу Каунасского моря, рядом с монастырем отель, наверное, для отдыхающих на море и мы в него зашли, подумав, что это вход в монастырь. Но нет, здесь нам объяснили, что вход рядом, надо позвонить звонком в переговорник на воротах монастыря. Что мы и сделали, ответила женщина, калитка открылась, мы прошли в кассу, купили билеты и пошли на осмотр.

Монастырь был основан в 1662-м году, у него  большой двор с костелом и служебными зданиями. Основной объект монастыря - это, конечно, его костел.

К сожалению внутри монастырского костела запрещено фотографирование, его убранство очень красиво и монументально, в нем много исторических фресок флорентийского живописца Паллони. Кроме того, там висит знаменитый образ Пресвятой Божьей Матери с Младенцем (т.н. камальдонийский образ Девы Марии), который был когда-то отсюда перенесен в Каунасскую базилику, украден оттуда в 1978-м году, через год найден и в 2000-м году снова возвращен в костел Пажайслиса.

Этому событию посвящена целая экспозиция в соседнем здании, наряду с обычными сценками из быта монахинь и монахов. Их очень натуральные восковые фигуры даже немного напугали Марину. Особенно последний молодой монах в белой рясе :). Его и посадили, видимо, с таким эффектом - входишь в маленькую полупустую комнату, а он там за углом сидит себе тихо и что-то пишет.

Собственно на этом практически закончилась литовская история нашей поездки. Мы выехали на скоростную автодорогу Каунас-Вильнюс, по нему все едут размеренно со скоростью 120 км в час. Дорога бесплатная, как собственно все дороги в Литве, в том числе и автобан на Клайпеду.

Около Вильнюса, немного поплутав по воле навигатора (он нас вез к несуществующему гипермаркету), заехали в другой, замеченный с трассы гипермаркет (все та же Maxima), купили там сыра (кстати, очень понравился литовский Dziugas), несколько булок ржаного хлеба разных сортов, польско-литовский торт "Шакотис" в качестве сувенира родственникам и бутылку литовской настойки "Trejos devynerios(Три девятки)" (себе :))- ну, в общем, все то, что везут из Литвы все туристы. Настойка, кстати, и дома снова пришлась по вкусу и не только мне, но и даже моему Штурману. Совсем неплохо после ужина холодным осенним или зимним (или даже прохладным весенним) вечером выпить такой граммов 20. Согревает душу и окружающий ее организм :).

И примерно в 15 часов дня мы приехали на границу Мядининкай - Каменный Лог. Подъехали, перед шлагбаумом никого, литовцы ничего не смотрели, белорусы ничего не смотрели, только откройте багажник\что в холодильнике - сыр\закройте багажник и через 12 минут мы уже ехали по Беларуси. Так быстро мы границу Шенгена с Нешенгеном еще не пролетали. Вперед в Минск.