Сразу же после границы нам попалось несколько полицейских патрулей подряд, старательно замеряющих скорость тех, кто вырвался из очереди на границе. И возле каждого патруля были страдальцы. Мы же, наученные нашей российской действительностью, благополучно их миновали.
Надо сказать, что трасса на Мостар и дальше на Сараево очень хорошего качества и на ней мне все время приходилось себя сдерживать. Но кроме качества, она еще и проложена очень живописно в горах в долине и временами в ущелье Неретвы. И конечно же, появились придорожные лотки с персиками, которые манили нас. Но Штурман стоически провозила нас мимо со словами - в Мостаре приценимся и тогда решим.
А в селах рвались в небо башни минаретов. В каждом селе. И еще мы обратили внимание на то, что практически на всех дорожных указателях надписи кириллицей были небрежно замазаны краской или зачеркнуты и чистыми оставлены только надписи латиницей.
Все это как-то диссонировало в сознании и надо было привыкнуть. Зачеркнутая кириллица и латиница на фоне минаретов.
Мостар показался довольно скоро, в нем вообще визуально все раздраилось. Слева большой католический собор, справа высокие башни минаретов, посередине здание явно коммунистического вида с пробитыми дырами в панно.
Хотя это все результат его истории и населения. В Мостаре, который является неофициальной столицей Герцеговины, живет 51 % католических хорватов, 46 % мусульманских боснийцев, остальное христианские сербы. Хорваты в основном все сосредоточены на правом берегу Неретвы, здесь же их собор, боснийцы - на левом. Река их разделяет и объединяет. Название города переводится как "Страж моста" и произошло от старого моста, построенного османцами в начале 16-го века.
А персики по 2 евро за килограмм на местном рынке показались нам дорогими и было решено, что фруктами мы закупимся по дороге.
Марина не стала заходить на нашу мусорную парковку и подождала меня на улице :). Бедная машинка, немного ошарашенная окружающим после того, как она неделю простояла в живописной тени в Бораке, встретила меня радостно и мы быстро переехали через лужу, забрали скучающего Штурмана и поехали дальше.
А дальше дорога стала еще красивее, продолжая повторять изгибы Неретвы, и горы вокруг выросли и посуровели. Потом мы купили персиков, слив и груш и они еще больше скрасили нашу дорогу. На самом высокогорье запахло жареным :). Вдоль дороги тут и там закурились дымки, машины стали выпадать из потока и сворачивать на парковки возле многочисленных ресторанчиков. Возле них на вертелах крутились ягнята и барашки, заманивая к обеду. Не удержались и мы, но только для изучения обстановки и хитрого устройства вертелов, крутящихся от водяных мельниц. Попробовать ягнятину решено как-нибудь в следующий раз, после тщательного изучения вопроса. Ну как, скажите, можно заказать блюдо, если не понимаешь, что вкуснее, а что нет. Конечно же, нам принесут худшие куски, лучшие оставив себе или более подготовленным :). Или наоборот, но чтобы это узнать, надо попробовать всё, а это невозможно за один раз. Т.е. сюда бы неплохо приехать специально для изучения вопроса. И так вот мы ехали и ехали, вертя головами, купили на очередном высокогорье литровую баночку темного меда за 10 боснийских марок, при этом я дал дедку десятку евро и получил десятку марок сдачи. Вот такая математика. Постепенно дело стало двигаться к вечеру. Сначала была мысль переночевать в Сараево, но вроде бы еще рано, тем более, что возле Сараево мы выскочили на платный автобан, правда, оказавшийся коротким, километров 50 или того меньше, стоимостью 5.5 марок. Ну а затем стало понемногу темнеть, мы проехали мимо какого-то мотеля и останавливаться не стали, а потом их как всегда не стало и Марина начала морально готовиться к ночевке в полевых (горных) условиях. Но потом показался щит, что скоро будет мотель, а потом я просвистел мимо этого мотеля, потому что он был слева и отделен от меня священной сплошной. Пришлось немного проехать дальше, развернуться и вот мы подъехали к мотелю "Марич". Мест кажется было полно, нам показали совершенно простой номерок, но там мягкая кровать, телевизор с восточными песнями и душ. И все это за 31 евро с завтраком и все это нас вполне устроило. Осталось решить вопрос с ужином. В нашем мотеле был вполне уютный ресторанчик и мы даже сначала уселись здесь за столик. Но потом вспомнили, что на трассе в том месте, где я разворачивался, виднелась какая-то национальная едальня и я потащил Марину туда, к ее некоторому неудовольствию. До него метров 300, пришли, по виду это оказалась придорожная забегаловка, но мы все равно сели за столик без скатерти и минут 5 никто к нам не подходил и вокруг было как-то не слишком уютно И я снова потащил Марину назад, и ее недовольство стало уже осязаемым. Сначала она вообще отказалась ещё куда-то идти, но удалось уговорить, мы вернулись в свой ресторанчик и сели за тот же столик.
|
|
Обслуживал нас очень веселый официант, который немного пытался выдавливать из себя русские слова, все время по-приятельски хлопал меня по плечу и вообще было все здорово. Мы заказали чего-то мясного, всего было в достатке и вкусно, и домашнее красное вино хотя и было не сравнимо с пельешацким, но вполне подходило под еду.
Ужин стоил 15 евро и 1 евро чаевых очень и очень обрадовал официанта. И он с загадочными словами "нах хаус" принес нам каких-то сладких печенек и по стопке яблочной ракии, а вернее яблочного самогона. Я попробовал глоток, а Марина пригубила. Пить можно, но немного :). И был снова перед уходом похлопан по плечу, ведь мы уже друзья :).
За день проехали 375 км.
18 августа, понедельник
Завтрак утром был простой, но сытный. Большая яичница со стаканом молока (для нас странное сочетание, но оказалось, что все совместимо), белый хлеб с маслом, кофе. Без особых изысков, но мы наелись, а больше и не надо ничего. Расплачиваться пришлось наличными, потому что не работал POS-терминал и в результате минут 10 ждали, пока нам найдут сдачу в евро с пятидесятки.
А потом просто ехали. Дальше дорога вышла в долину реки Босны и мы стали свидетелями последствий местного очень сильного наводнения, случившегося в мае этого года. На деревьях оставались следы стихии, местами значительно выше уровня дорожного полотна, рядом с трассой стояли дома без окон, явно брошенные с заваленными мусором огородами.
В прошлом году в мае мы тоже проезжали через словацкие поселки, пострадавшие от наводнения, но там все было как-то не так удручающе. Просто следы глины на улицах и во дворах и копошащееся на их уборке местное население. Здесь же во многих местах безнадега. Кстати, вспомнились слова Иво Виолича, что они собирали страной средства в помощь боснийцам, пострадавшим от воды.
Перед границей с Хорватией я заправил полный бак, истратив сначала вчерашнюю "медовую" десятку марок, а потом уже с карточки до полного. Таким образом хорватского бензина удалось избежать.
Здесь границу мы прошли почти без остановки, никто нас ни о чем не спрашивал, хорваты просто стукнули очередные въездные штампы в паспорта (уже третьи безответные :)).
Тут опять немного автобана, причем совершенно пустого. По нему мы в одиночестве долетели до г. Осиек, автобан здесь закончился, мы съехали, а дальше город нас закружил. Здесь активно ремонтировались развязки и там, где я по мнению навигатора должен был повернуть, по щебенке ездил экскаватор и суетилось несколько рабочих. Штурман велела мне ехать дальше прямо. Навигатор другой дороги не знал, довез до следующей развязки, там снова ремонт и проезд закрыт, потом я поехал просто сам так, как казалось верным, мы покружили и приехали в центр, который снова весь в ремонте и в результате кое как выехали из города, прокатились по какой-то дорожке километров 10 и оказались снова у того же съезда с автобана :(. Судя по всему была сделана восьмерка длиной километров в 40.
И тогда я потихоньку подкрался к экскаватору и понял, что надо было просачиваться по щебенке мимо него. Эту догадку подтвердил один из рабочих, показавший направление проезда лопатой, как жезлом. Не мог нам раньше это сделать.
Дальше все просто и скоро мы снова оказались на границе. Здесь практически никого, хорваты махнули, венгры штампанули и вот мы снова в Венгрии.