< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

Тракай и Бирштонас

11 мая, среда.

Вот и закончился вильнюсский этап нашей поездки. Сегодня нам надо переехать в Каунас, но расстояние всего чуть более 100 км.  Тракай у нас был в планах по пути, а Бирштонас нам посоветовал Рамунас, кроме того, по его словам, если ехать из Тракая в Каунас через Бирштонас, то объезжаешь скучный автобан, по другой, очень живописной дорожке.

После завтрака сразу же погрузили вещи в застоявшуюся во дворе машину, которая еще и оказалась засыпанной слоем какой-то пыли, похожей на древесную. Вроде как очень мелкими опилками. Может быть, где-то за забором работала какая-нибудь пилорама, пока мы гуляли по городу, не знаю. Но пришлось поработать тряпкой, чтобы стали видны окна и у машины стал определяться цвет.

В Тракай мы приехали как-то незаметно быстро.

Каждый, кто бывал в Литве и узнавал, что мы поедем в Тракай, тут же начинали говорить, что там надо поесть загадочных кибинаев.  Рамунас нам написал, что сделать это лучше всего в кафе на выезде Senoj Kibinine, а еще рассказал, что встать на парковку бесплатно в Тракае не получится, и что лучше всего воспользоваться частной парковкой, она не ограничена по времени - оплачиваются сразу сутки по цене пары часов на общественной. Так мы и собирались сделать. Но на всякий случай прокатились через весь поселок и, кстати, я в его начале заметил и бесплатную парковку. Но когда заметил, то еще не представлял себе сферы наших здешних интересов, хотя, как показала практика, можно было воспользоваться и ей - мы приходили потом сюда пешком.

А пока мы проехали весь поселок, он вытянут по узкому перешейку между озерами, доехали до искомого кафе и напротив него я увидел уходящую вверх дорожку. Поехал по ней, асфальт превратился в щебенку, а потом за кустами рядом с заброшенным сараем нам открылась неорганизованная парковка на траве. Здесь никого не было, только следы от прошлых стоянок. До кафе вниз с холма метров 200, здесь я и решил оставить машину и как оказалось, сделал правильно.

Вниз с холма идти одно удовольствие, да еще и погода сегодня не подкачала. Тепло, тихо, по небу кое-где плывут перистые облачка.

Тракайский замок довлеет над всем окружающим, несмотря на то, что он не горе, а на острове и не возвышается над местностью. Но все равно, все здесь вокруг него, он центр местной вселенной. Не считая многочисленных кафешек - кибинарен по всему берегу озера, которые кружат свой хоровод вокруг замка и озера.

Свою историю замок, как и многое в Литве, начинает от Гедимина, который решил здесь построить укрепление и перенести сюда столицу.

Замок в Тракае был построен уже во второй половине 14-го века, но потом разрушен и построен новый, на острове. Это случилось в 15-м веке. Замок был расположен так удачно, что никто не смог его взять за всю его историю. Кроме самой истории, поскольку замок постепенно ушел с основных ее дорог и стал никому не нужен. Сначала в нем была тюрьма, а потом, после войны с Московией в 17-м веке замок был заброшен и стал разрушаться.

И только в 20-м веке его стали постепенно восстанавливать и в 1987-м году ему был придан нынешний вид как реконструкция былого.

Замковый остров соединяется с сушей длинным мостом с деревянным настилом, по нему к замку тянутся туристы. Сначала их было немного, но прямо перед нами подъехал школьный автобус и из него высыпала толпа галдящих маленьких литовских школьников и мы, чтобы не оглохнуть, слегка подотстали и пошли сначала не в замок. а на прогулку по острову вокруг него. Здесь было очень хорошо, чисто и тихо.

А потом настала очередь самого замка. На ценнике в кассе были указаны разные стоимости билетов для посещения, для пенсионеров скидки. У нас не было с собой документов, подтверждающих наш пенсионный статус, но я взял и спросил  - мы же вот пенсионеры. И кассирша, улыбнувшись, выдала нам пенсионные билеты. Оплату можно делать картой, за два билета мы заплатили 6 евро, что ровно в 2 раза меньше обычной стоимости. Бывают и в пенсии приятные моменты :).

За фотографирование внутри надо было платить отдельно, я не стал. Собственно, никто внутри и не следил особо за фотографами :).

В замке несколько различных музеев, мы постарались найти и посетить их все, хотя некоторые прятались за прикрытыми незаметными дверями. Это музей здешнего быта, посуды и неожиданная большая экспозиция разных курительных трубок и фамильных печатей.

Но  больше всего запомнился вдруг поднявшийся с громким гулом большой рой пчел во дворе замкового дворца. Его видно на двух средних фотографиях. Служительница нам пожаловалась, что вот уже несколько лет они борются с пчелами, но безуспешно. Из-за пчел мы не стали подниматься на главную башню замкового дворца - служащая нас отговорила - они там летают на лестнице и кусаются, а оно вам надо? Вдруг у вас аллергия на наших пчел.

Нам было не надо и на аллергию мы не рискнули провериться.

После замка прошлись по поселку до видневшегося вдали костела Пресвятой Девы Марии, мимо еще одной достопримечательности - часовенного столба Св. Иоанна Непомука и по отличной дорожке, проходящей по берегу озера около остатков старой крепости вернулись назад к исходной точке - к нашей кибинарнице.

Кибинаи - традиционная еда караимов. Это малочисленный в настоящее время народ в Крыму, имеющий татарские корни и при этом исповедающий иудаизм, но не в чистом виде, а в виде своей секты - караизм. В 14-м веке то ли насильно литовским князем Витовтом, то ли самостоятельно, но привлеченные его посулами, несколько сотен караимов переселились в Литву в Тракай и здесь обосновались, как их не гоняли разные князья. Известно, что караимы были очень верными и поэтому служили в охране замка и князей.

Сейчас их здесь осталось немного, порядка 70 человек и, наверное, все пекут свои кибинаи :)

Внутри ресторанчик выглядит очень колоритно и приятно. Но почему-то здесь ни одного посетителя, все стадно за столами во дворике. Посетителей здесь довольно много, мы походили по двору, отыскивая себе свободный столик. Но обслуживают очень быстро, ждать не пришлось, только уселись, как сразу подбежала официантка. Пока мы изучали историю караимов и искали столик,  на небе собрались какие-то тучки и как только сделали заказ хлынул довольно приличный ливень, такой, что брызги долетали даже до нас (мы сидели под навесом). Но намокнуть не получилось.

Что такое кибинаи, мы уже поняли и на пробу заказали 4 штуки разных, три с разным мясом, а одну с сыром. Запивать их решили квасом (надо же когда-то попробовать литовский хваленый квас и яблочным напитком с тмином "Caraway (получается Каравай)" - его нам посоветовал Рамунас.

Пирожки принесли минут через 15, как раз дождь утих, хотя совсем он не прекратился. Мне кибинаи понравились, песочное тесто и очень сочная начинка. И яблочный напиток тоже хорош, бодрящий и как ни странно, отлично сочетающийся с кибинаями, а вот  квас не моего вкуса, слишком сладкий, поэтому он достался Марине :).

Как-то так вышло, что мы съели только три пирожка, а четвертый остался нам на ужин (вот и ужин готов :)).

А после дегустации я под слепым редким дождем через солнышко сходил за машиной, подобрал Марину с пирожком и мы поехали дальше - в Бирштонас, сытые и довольные. И дождь прекратился.

Дорога от Тракая до Бирштонаса, пусть и не очень широкая, но гладенькая и  живописная, вокруг леса и озёра, едешь и отдыхаешь.

И поэтому не успел я накататься, как вот уже мы заехали в сосны маленького поселка. Вот тут проблем с парковкой нет, поставили машину там, где понравилось, никаких запретов или паркоматов не увидели.

Вот уж этот городок или поселок ну совершенно лечебно-курортный. Сосны, в соснах корпуса, между корпусами неторопливо ходя люди и медленно и почти бесшумно ездят  машины.

Мы вышли на Неман (Нямунас), он течет спокойно и широко, по берегу проложена отличная дорожка, по которой хочется гулять или кататься на велосипеде, трава на берегу аккуратно скошена и меня сразу же потянуло походить по ней босиком.

Потом прошли через большой и ухоженный городской парк.

Перед корпусом местного санатория Egle бювет со свободным доступом. Внутри стеклянного куба два крана, из одного течет холодная вода, из другого очень теплая. Я попробовал и той и другой, совсем не вкусно, своеобразный запах, а главное, она сильно горчит. Марина вообще не смогла сделать больше одного глотка.

Недалеко от бювета устроен ингаляторий на открытом месте - интересное кольцевое сооружение из корней с лабиринтом внутри, в середине кольца фонтанчиком течет та же вода и каким-то способом внутри кольца и лабиринта создается полезный, вроде как подсоленный воздух. Походили, подышали, посидели у фонтанчика и снова подышали :).

Вообще-то у меня была идея после прогулки посетить местный спа-комплекс, расслабиться окончательно, ну и проверить, что за термы в Литве и мы даже зашли туда. Но как оказалось, в будние дни комплекс работает с 18 часов и это было для нас поздновато. Посмотрели на бассейны через стеклянную стену, я вздохнул и мы собрались домой. Перед отъездом я налил на всякий случай водички из бювета в 1.5 литровую бутылку.

Наперед скажу, что осилил потом выпить бирштонасовки только пару раз по полстакана, а остальное потом вылил и бутылку выкинул, не сдюжил.

До сих пор жалею :).

Собственно на этом вся прогулка закончилась, день получился очень приятным и, наверное, полезным.

Нам осталось проехать около 30 км до Каунаса, что мы и сделали незаметно для себя.

А всего за день проехали 137 км.