< ПредыдущаяНа главнуюСледующая >

Хорватия и немного Босния

Словенцы просто махнули нам – проезжайте. Хорваты, а точнее хорватка сонно взглянула на нас и оживилась:  паспорта. Полистала - виз там нет. Ваучер давай, говорит. Даю ей факс – частное приглашение. Факс, надо сказать честно, был не совсем убедительный. По правилам, частное приглашение должно быть заверено нотариально, у нас  же  просто факсовый текст на хорватском языке. В нем указаны наши паспортные реквизиты, где и когда мы должны жить, и внизу собственноручная подпись хозяина апартаментов.

Правда,  жилье бронировалось реально –  в начале весны еще мы звонили в Хорватию и договаривались о сроках приезда и цене. Выглядело это довольно забавно:  я разговаривал с хорватами по телефону по-русски,  они со мной по-хорватски.  Марина наблюдала это со стороны – говорит, что я довольно активно жестикулировал :). Забегая вперед, скажу, что впоследствии оказалось - хозяйка очень прилично говорит по-английски, и Марина разговаривала с ней только так. Кроме английского языка, они могли разговаривать на немецком, немного на итальянском, на словацком и чешском языках. Со мной, к примеру, хозяин разговаривал сразу на всех языках и, в результате, все удавалось  понять.

В общем, при необходимости, если пограничникам захотелось бы проверить истинность наших намерений и позвонить по телефону, указанному в факсе, хозяин мог подтвердить. Хорватка - пограничница, увидев наш документ, велела нам встать на стоянку и ждать. А сама ушла куда-то со всеми бумагами и паспортами. Ну, поволновались немного - минут 10-15. На случай отказа было еще 2 варианта – я забронировал кемпинг в Заостроге  и у меня было подтверждение этого в виде письма по электронной почте. Второй вариант,  самый нежелательный,   поехать в Любляну и купить визу в посольстве. Но варианты не понадобились - вместо той хорватки вышел толстый хорватский пограничник,  наверное, начальник, и отдал нам все наши документы со словом «ОК». Отлично – мы в Хорватии! Времени  в обрез,  дело к обеду, а нам еще ехать и ехать – вся Хорватия впереди. Прикидываю мысленно, вспоминаю прошлогодние дороги на Сплит – часам к двум ночи, похоже, доедем только. Но, чтобы не пугать народ, объявляю – доедем к 24-м.  Быстро проехали полуостров Истрия поперек – на Риеку и выехали на берег Адриатического моря. Вокруг Риеки теперь объездная, а 3 года назад проезд был через город по узким улочкам и это уже хорошо. Потом по красивому берегу Риекского залива с огромным островом Крк посередине до города Senj. Похоже, скоро эту дорогу тоже можно будет объехать – строится автобан на Загреб. Но пока следуем по указателям на Сплит. В городе Senj поворот вверх в горы на перевал Vratnik. Здесь нельзя было не остановиться – вид вниз на залив и острова такой, что дух захватывает. От перевала уехали от моря на материк и скоро, километров через 150,  недалеко от местечка Gospic, нас ждал приятный сюрприз – указатель на Сплит в виде значка автомагистрали. Значит  открылась магистраль, а  в прошлом году ее не было. Автомагистраль платная,  на въезде - талончик,  на выезде – оплата. Система, как в Италии, но за счет небольшой загруженности очередей нет. Уровень оплаты значительно ниже Италии и, конечно, Франции. За 200 примерно километров с тоннелями (один длиной километра 3) заплатили 40 кун (или 6 евро). Оплату на табло показывают  в кунах и в евро и платить можно и так и так.

Автобан отличного качества, новенький, черный еще асфальт, яркая разметка. Тоннели светлые и просторные, с огромными вентиляторами. Ехать одно удовольствие, еще и машин мало. По правде сказать, мне многое что нравится в Хорватии,  аура для меня там какая-то приятная.

В Шибенике автобан временно кончается – видимо, не доделан кусок еще,  проезд по окраине города  и опять на автобан  до Сплита. В Сплите начинается обычная дорога, но, судя по указателям в конце автобана, на которых написаны (и перечеркнуты) города Макарска и Дубровник, строительство идет полным ходом в направлении этих городов и скоро можно будет доехать быстро до любого места побережья. Это важно, поскольку делает доступным для туристов из Дубровника и особенно Сплита посещение национального парка Плитвицы, поездку в Истрию – короче, изучение страны.

После Сплита 60 километров до Макарска и потом 30  до Дрвеника и все по побережью моря.  Дорога очень красива, но ночью ничего не видно L. Вообщем, въезжаю в Дрвеник в порт по легенде, любезно предоставленной мне старожилом Дрвеника, уважаемым Mr.VOVA. Смотрю на часы - 24:00 – угадал, однако :). Несмотря на легенду, нужной улицы не видно, поэтому подъезжаю к закрывающемуся кафе и спрашиваю, как проехать – оказывается, тут нас ждут. Хозяева наших апартаментов заранее предупредили в этом кафе, что должны приехать русские и могут спрашивать дорогу. Поэтому нам радостно эту дорогу и показали. Дальше нас передавали по рукам, пока не довели до адреса . Встретила хозяйка, Советка, показала жилье – второй этаж,  две комнаты. В одной 2-х спальная кровать  и выход на балкон, в другой 2-х спальная и 1-но спальная кровати и окно, Коридор, большая кухня-столовая с телевизором,  холодильником и электроплитой, ванная. Все это нам одним и платить за это надо 40 евро в сутки. Цена нормальная, а размер получаемой площади неожиданно большой. Нас ждали с вечера, хозяин поймал в море рыбу и пожарили на гриле. Но мы опоздали очень, поэтому, говорит Советка, придется рыбу есть холодную, если, конечно, хотите. Мы хотели…. Тогда нас накормили рыбой, арбузом, напоили красным вином (нас) и соком (ребенка). Вернее,  все это было поставлено на стол в нашей столовой, потом Советка пригубила за наш приезд вина и с извинениями удалилась спать. И ее не было видно никогда, как и ее мужа Никши (чудесный тоже человек), если только они нам не были нужны. Наелись, напились, улеглись, и утром началась наша травяная жизнь, которая засасывает как трясина.

Дрвеник – небольшой городок из двух частей –  Gornja vala (вроде как Горная часть) и Donja vala (Нижняя часть). Не путать с островом Дрвеник, который тоже состоит из двух частей: Малого и Большого :).   В Нижнем Дрвенике порт, из которого можно поплыть на пароме на острова Хвар или Корчулу. Там же есть отель, маркет и немного пошумнее. В Горном (где жили мы) только аппартаменты, много кафе и ресторанчиков, пляж вдоль всего берега и потише. Между Дрвениками плавный мыс, на котором тоже расположены апартаменты, маленькие пляжики, сосновая роща.

На мысе мы чаще всего и проводили дневное время в купании, нырянии и дреме под соснами. Народу на мысе почти не было, одна семья  на 30-50 метров берега.

В первое утро, только искупавшись, мы сели на машину и съездили в Макарску в гипермаркет KONSUM. Там набили багажник продуктами – кефиры-йогурты, сосиски, сыры, паштеты, овощи, бутылочное пиво всякое, минералка, овощи для салатов, готовые салаты, яйца – вообще все, что попалось под руку. Продукты в Хорватии хорошего качества и по вкусу напоминают наши. Всем этим забили холодильник и продолжили отдых.

День, в который не совершалось поездок, был построен просто – вставали часов в 7, включали на разогрев долгоиграющую электроплиту и, пока Илюшка спит,  шли с Мариной на море поплавать. Поплавали под окнами и домой. Варили кофе, всякие сосиски, яйца,  сыр, колбаса. Илюшка вставал, завтракали и снова на море – только уже по серьезному,  с подстилками, водой, пивом, масками и матрасами и прочей ерундой. Это уже на мыс под сосны. Там до обеда, т.е. часов до 3-х. Обедали почти всегда дома. Пока Марина крошила салат из овощей, я быстренько в пиццерию,  она недалеко. Приносил горячую пиццу, и мы ее с салатом, холодным пивом или вином (соком). Потом немного подремать  и на море под балкон,  покупаться на пляже. Вечером после прогулки или в кафе, или дома комбинация из готовых салатов, вина, ракии, мороженого и  фруктов. Потом  еще немного посидеть на балконе и спать…

Вином и ракией (траварицей) нас снабжали хозяева. Отличного качества и то  и другое. Вино сухое – красное и белое. Литр вина 15 кун. Литр траварицы  40 кун. Одна куна примерно 5 рублей.

Собственно, таких дней было всего три или четыре. Один день провели на морском пикнике. На пароходике со столиками нас отвезли на полуостров Пелешац и там, пока мы купались в необыкновенно чистой воде, нам пожарили рыбы. Обед – сколько съешь рыбы с салатом из капусты . Ну очень вкусная  скумбрия на гриле – Илюшке так понравилась – до сих пор ее вспоминает и потом всю поездку в ресторанах только рыбу просил. Сколько хочешь к рыбе ракии и розового вина, напитка. Наелись до отвала….  Я вообще к рыбе неравнодушен, ну и тут дорвался.  После обеда  поплыли на остров Хвар и там опять купание в заливе с песчаным дном. Оттуда, уже вечером,  домой.

В середине недели совершили запланированную еще дома поездку на вулканические озера в г. Имотски и в Боснию на водопады Кравице – все в одном пакете. Выехали к северу в сторону г. Макарска, за ним  поворот на г. Имотски и через горы  в глубь материка. В г. Имотски указатели на озера встречались нечасто, поэтому пришлось поспрашивать. Озера два – Modro (Голубое, видимо) и Crveno (понятно, Красное). Нашли первым Modro. Машину поставили на парковке на солнцепеке, к слову, жара стояла труднопереносимая. К озеру вышли через парк, увидели кратер приличной глубины,  метров 100  наверное, и внизу  озеро бирюзового цвета. Наверху смотровые площадки.  Красота неземная какая-то.

К озеру спуск серпантином,  где-то каменная лестница, где-то  дорожка из щебенки. Долго спускались,  внизу ни одного человека. Скорее в воду и купаться. Вода  мягкая на ощупь, чистая, сверху теплая, а внизу и в тени скал холодная. Удовольствие получили необычайное, и довольно трудно было заставить себя вылезти к накаленным камням. Чтобы на обратном пути было хоть немного легче,  налили пластиковую бутылку воды из озера поливаться. Но все равно, путь вверх оказался не из легких и крутой подъем по жаре заставил израсходовать всю воду. Сил поэтому на второе озеро не осталось и захотелось скорее поехать на водопады, что и сделали.

Машина тоже не порадовала своей внутренней температурой. Настолько нагрелась на солнце,  что Марина никак не могла сесть в кресло, а когда тронулись, то почувствовал, что  стала подозрительно мягкой реакция педали тормоза. На спуске еще и заморгала лампочка уровня тормозной жидкости…. Поэтому пришлось остановиться в тени, долить жидкости,  вылил все остатки и бутылку выбросил. Немного подождали, машина остыла, и мы поехали. Педаль тормоза свои прежние качества восстановила.

От Имотски до границы с Боснией совсем недалеко, километров 30. На границе хорваты посмотрели наши паспорта, спросили, где мы остановились и пропустили, а боснийцы попросили поставить машину в сторонку и утащили паспорта в будку. Отъезжаю внутрь их страны метров на 50 к кафе, Марина с Илюшкой идут туда попить чего-нибудь холодненького, а я  к пограничникам в будку. Они недовольны, что мы как бы далековато проехали :). Говорят, визу надо,  вы из СССР (у нас паспорта еще старые), а такой страны в списке безвизового въезда нет. Я список смотрю на у стенке,  там Российская Федерация есть, а СССР и правда  нет. Дипломатический казус, однако… Маленько поразбирались с географией и историей на разных языках, но общее мнение, положительное,  выразилось в том, что пограничник молча мне сунул паспорта и махнул рукой неопределенно так к выходу. Поехали дальше. От границы до водопада надо ехать на г. Любушки.

Босния запомнилась непрерывным населенным пунктом вдоль трассы, не очень хорошей дорогой и очень низкими ценами на фрукты даже по сравнению с нашими. Чудесные персики Марина купила что-то рублей по 15 за килограмм…. Платить можно везде в евро (предпочтительно), хорватскими кунами, или боснийскими марками, при этом сдачу дают валютой оплаты. Видимо, цены ниже хорватских не только на фрукты, т.к. наши хозяева мыкались в Боснию за продуктами, сахаром, например.

Незаметный поворот на водопад по маленькой стрелке. Подъезд практически к водопаду, там все, кроме угощений, бесплатно. Удалось поставить машину в тени, и, еще под впечатлением испытанной жары, разогретые, кинулись к воде. Во как,  у нее температура градусов 16-18, контраст неслабый.

Я все равно поплавал в озере, полазил под холодными струями водопадов. Илюшка  только поплавал, а Марину я в водопад затащил только под конец. Охладились настолько, что даже бегали на солнышко греться подальше от струй и брызг водопада.

Домой ехали по другому пути, через Vrgorac на Плоче, следовательно, через другой пограничный пункт. Босниец на границе не глядя, махнул нам рукой – проезжайте, хорват  тоже – заезжайте. Т.е. въехали без остановок:  как по-разному проходятся все пограничные переходы. Приехали к Дрвенику с юга и  получилось кольцо. Поездка понравилась, поскольку оставила много впечатлений.

Незаметно закончилось время, запланированное нами для отдыха в душевном Дрвенике. Как ни жаль, а надо ехать. Отметили последний день походом в кафе, вкусно поужинали с напитками. Ужин такой на троих обошелся примерно в 250 кун.

Немного омрачился последний день тем, что увидели на своей машине вмятину на заднем левом крыле, оставленную явно на парковке каким-то соседом или соседкой, пожелавшей остаться неизвестной. Вмятина давленная, без протиров – просто вдавлено бампером. Обидно немного…. Изнутри ладонью выправил ее, но все равно заметно.

Расплатились с хозяевами (оплату они взяли наличными долларами по курсу их ЦБ). На прощание Никша угостил нас ореховой настойкой и подарил 3 литра красного вина. Вино и вещи загрузили в багажник и поехали дальше. Дорога наша по маршруту  в Черногорию, где запланирована одна ночевка в г. Петроваце.

По дороге остановились в г. Неум (Босния). Хотели съехать к морю,  свернули, но к берегу не пробились – настолько много машин, на каждом перекрестке полиция пытается разрулить всех, но почти безуспешно. Поэтому поднялись из города опять на трассу. Там зашли в магазин SuperDiscount по совету упоминаемого уже в рассказе SNOOPY. Действительно, неплохие цены на алкоголь и Марина купила себе  Айришкрем для экспозиции в домашнем баре.  Все цены  в марках и евро, а мы решили потратить оставшиеся куны, поэтому стоимость  узнавали только на кассе. За бутылку 0.7 литра с нас взяли 80 кун. Значит, примерно 400 рублей.

Расставшись с кунами, поехали дальше. Еще в Хорватии  остановились перед мостом в Дубровник и сфотографировались, а то во все прошлые поездки как-то не удавалось. Ну и после Дубровника тоже есть обзорная площадка, с которой обалденно  красивый вид на город и порт. Там мы с Хорватией попрощались, но фотографироваться не стали,  видимо, оставили этот вид на следующую поездку :).

На границе  очередь машин в 50, но движется довольно быстро. Минут через 30-40  проследовали в Черногорию.

Все, прощай, милая сердцу и всему остальному организму страна Хорватия.