20 августа (пятница)
Опять с сожалением покидаем очередное обжитое место - уже "нашу" Амудию. Как все же человек быстро одомашнивает свое окружение. Только вот неделю назад приехали, сначала нос воротили, а теперь уже грусть расставания и поэтому выезжаем без особого энтузиазма и радости. Ну и к тому же, от этой точки мы начинаем возвращение домой и это тоже не прибавляет оптимизма.
Снова прямая как стрела дорога до трассы, потом кусты олеандров вдоль моря, и вот помахали мы Ионическому морю ручками и уехали от него на материк. Не уверен, что увидим мы еще когда-то это море :(. Хотя если в душе покопаться, то становится понятно, что вернуться хочется. Но сколько таких замечательных мест мы уже в своих поездках видели и вернуться к ним всем снова, увы, невозможно.
Хотя в нашей жизни есть туристические места, которые мы посещали не по одному разу :).
Закончив отступление, выезжаем снова на суперавтобан E90 Игуменица-Салоники. И снова тоннели и виадуки, мосты и тоннели.
Пока мы их преодолеваем, хочу сказать, что тут у меня по дороге было запланировано мероприятие для моего Штурмана. И планировал я его с самого начала. Я хотел ее привезти в городок Кастория, известный своими скорняками с вековым опытом в производстве меховых шуб. И не просто привезти, а попытаться уговорить купить себе шубу. Марина относилась к данной теме довольно скептически, отмахивалась даже от разговоров. Но тем не менее, в план маршрута Кастория попала и Штурман ее не вычеркнул :). Так что, проехав мимо съезда на Калампаку, мы через какое-то время сошли с автобана по указателям на Касторию. Хочу сказать, что по навигатору дальше должна быть второстепенная дорожка, мы же снова поехали по новехонькому автобану с яркой новой разметкой, и часто это было для навигатора неизведанной целиной. Наверное, скорняки города скинулись на дорожку, чтобы не отпугивать потенциальных покупателей серпантинами.
И скоро мы выехали на берег озера, с которого открылась довольно красивая панорама города Kastoria. Фотографирование панорамы, как это у нас зачастую бывает, отложили на потом, задавшись главной целью - найти центр EDIKA по продаже этих самых шуб. Название центра нам было известно по рассказам и отчетам других путешественников - шопингистов.
Город сразу же стал показывать свою основную достопримечательность - вдоль дороги почти непрерывно завлекали магазины и салоны по продаже шуб. Но мы стоически ехали дальше и дальше, надеясь на соответствующий указатель. Но его не было, не было центра и в ПОИ навигатора. Кстати, загорелась наконец-таки лампочка уровня бензина (заправлялись мы в последний раз более недели назад, если вы помните). Тут же попалась заправка Shell c "нормальной" ценой бензина в 1.5 евро и я залил его на 70 евро (как потом оказалось, залил лишнего литров 10, но просчитать потребность в бензине тогда мне было трудно). На заправке нам объяснили примерно, куда ехать, и мы, покрутившись еще по городу, вдруг как-то к этой Эдике выехали.
Довольно большое здание в 2 этажа со своим двором и парковкой перед ним совсем не в центре, а почти на окраине города, противоположной тому краю, с которого мы въехали. Довольно безлюдно, что было для нас неожиданно. Настолько безлюдно, что нам удалось поставить машину в тени под навес. Почти в полной уверенности, что центр закрыт совсем или на обед, мы подошли к входу на всякий случай, посмотреть расписание работы, но дверь открылась и мы вошли в большой и прохладный холл, и к нам сразу же подошла девушка и направила к окошку регистрации. Оказалось, что сюда просто так не войдешь, нужны паспорта, за которыми пришлось возвращаться в машину. Потом нам выдали бейджики и впустили. Хочу заметить, что все тут говорили исключительно на русском языке. У какой-то женщины мы спросили, нет ли здесь где-то места, где есть WiFi в надежде оставить там сына и не мучить его магазинами. Но она только пожала плечами: "Нет- нет тут такого нигде"- и сын поплелся за нами. И только когда мы уже закончили наш шуб-тур, то увидели прямо посередине холла стойку с моргающими лампочками, на которой было крупно написано "WiFi", но нам уже оно было не надо, только сыну досадно.
Дальше началась череда бесконечных магазинов - комнат, в которых вдоль стен стояли стеллажи с развешенными шубами всевозможных фасонов и расцветок. В магазинах никого, кроме скучающего продавца, не было, а зачастую не было и его и мы, потрогав несколько изделий, удалялись. А иногда продавец бежала к нам откуда-то из другого места. Из всего это стало ясно, что особого наплыва покупателей здесь нет или они приезжают организованно кучей. И нас это все устроило, потому что позволило в одиночестве сделать свой выбор. Конечно же, Марина продолжала делать вид, что она ничего не собирается покупать, а просто интересуется этим так, для общего развития. Но стоически мерила все, что подбирали к ее фигуре продавцы. Цены на шубы здесь всякие - разные, от совсем для нас запредельных, до очень небольших, т.е. выбрать свою шубу здесь может практически каждый. У конце концов, мы получили набор приемлемых вариантов, из которых пара шуб понравилась и Марине.
Хочу здесь сделать отступление - Марина относится к тому типу людей, которые никогда ничего не делают по наитию. Все ее покупки, даже мелкие, выстраданы многочисленными пробами и сомнениями. И решиться на такую, довольно крупную для нашей семьи, покупку вот так, с наезда, для нее было большим испытанием и стрессом.
Дальше вступил в дело я. Началась работа с продавцами по выяснению продажной цены. Нет, цены на шубах были прикреплены на этикетках, но это никого особо не интересовало. Например, вот наша шуба. У нее цена 2600 евро, но продавец сходу нам сказала, что она не согласна с хозяином и назначает "реальную" цену в 2300. Меня это совсем не впечатляло и не трогало. Путем многочисленных уходов-приходов, переговоров, цена оказалась равной 1700 евро по моим данным, 1750 - по данным продавца. Когда же я еще сказал, что платить буду карточкой (это здесь оказалось возможным), продавец утвердилась в своей цифре, поскольку по ее словам за безнал она потеряет комиссию. И мы ушли в очередной раз, не сговорившись.
Внизу, в холле, нас встретила какая-то женщина начальственного вида, спросила, почему мы ничего не купили, а когда узнала, что не смогли утрясти процент за безнал, позвонила куда-то и тут же прибежала наша "несговорчивая" продавщица. Они о чем-то поговорили между собой уже на греческом и цена стала нашей. Так мой Штурман стала еще и обладателем замечательной норковой шубки, которая ей очень нравится. Шубу продавец безжалостно затолкала в фирменную сумку (не пакет), которая является бесплатным (или уже оплаченным) довеском к нашей покупке.
Как оказалось, те посетители, которые уходят из центра с облегченными кошельками, имеют право на бесплатный обед всей семьи и мы этим правом не преминули воспользоваться. Внизу небольшой ресторан, в котором хозяйничает удивительно вежливый грек классической внешности. На выбор несколько мясных и рыбных блюд, салаты, соки, пиво, сухое белое и красное вино, минералка. Еду этот же грек тут же и готовит, так что пришлось подождать. Все было очень вкусно и сытно. И Марина даже отметила покупку бокальчиком белого вина, которое пришлось кстати к заказанной ею форели. Мне же пришлось запивать мясо минералкой :(.
Загрузив шубу в багажник, мы тронулись в дальнейший путь. В сегодняшних планах было посещение водопадов в г.Эдесса и при возможности, купален в недалеко расположенной Лутраке. Навигатор не стал нас возвращать назад, а двинул в обход озера, так что въездные панорамы остались позади, а плоский берег этой стороны озера особого восторга не вызвал. Так и остался город Кастория не запечатленным в нашей фотоистории.
В Эдессу мы приехали часам к пяти вечера. У меня в маршруте был отмечен водопад в качестве промежуточной точки, и мы ожидали, что навигатор нас повезет куда-то в горы, но он нас упорно направлял прямо в центр. Скоро улочки стали узкими, люди шли с сумками из продуктовых магазинов, бегали детишки и навигатор нам писал, что до цели осталось что-то около километра.
Когда он нас завел на одну из таких улочек и предложил повернуть на кирпич, мы совсем потеряли в него веру и развернулись в обратном направлении. Никаких указателей нам не встречалось. Пришлось остановиться и поспрашивать дорогу у прохожих. И они нам махнули рукой именно туда, куда нас везла наша говорилка :). Что же, опять нырнули в эти улочки, единственно что не выполняли из команд навигатора - проезд на запрещающие знаки. И вот вдруг из одной такой улочки мы вынырнули на парковочную площадку, вокруг которой был расположен туристический базар и когда был заглушен мотор, стал слышен характерный шум падающей воды.
Так вот, оказывается, не город был выстроен вокруг водопадов, а вода сама пришла в этот город. Когда-то, в результате землетрясения вода из озера, расположенного на соседней горе Ваерминос, пробила себе брешь в скалах и потекла рекой по его улицам. Потом в течение многих лет эту воду усмиряли и направляли, и в результате она скрылась в каменном русле, выплескиваясь 70 метровым водопадом Каранос прямо в середине городского парка.
Водопад красив снаружи, но посмотреть его можно еще и изнутри, для этого там устроен специальный проход в скале. Недалеко от основного водопада вниз летят струи другого, поменьше.
Весь комплекс парка сосредоточен на главном, но кроме того, в нем есть несколько музеев, посвященных природе. И прогулка по парку вокруг водопада показалась нам очень приятной и занимательной.
Времени на обход парка было потрачено немного, час или полтора, включая покупку традиционного магнитика. Но тем не менее, дело шло к вечеру, жилье у нас был забронировано на подъезде к Салоникам, т.е. до него еще километров около ста, и посещение купален пришлось отменить. Успеть везде оказалось нереальным и мы, отменив указанную точку из маршрута, двинулись в сторону Салоников.
Как только мы выехали из города, появилась очень активная придорожная торговля фруктами и мы не смогли устоять от соблазна. Ах, какие там продавали персики. Отборные крупные желтые и красные, да еще и на выбор по 1 евро за кило. Конечно же, пакет с персиками, а заодно и сливами, остался у нас в машине и несколько штук было сразу же использовано по назначению.
А потом мы увидели источник этой торговли. Вдоль и вдаль от дороги, сколько хватало глаз, распростерлись персиковые сады, ветви деревьев которых оттягивали сочные плоды. Такого мы еще не видели. И опять, разинув рот, мы промчались мимо, не догадавшись остановиться и запечатлеть эти картины для истории :(.
Потом сады пропали, показались указатели на Салоники. Запомнился момент, когда нас навигатор вдруг скинул с основной трассы из потока вправо, мы выехали на совершенно пустое шоссе, пролетели по нему в одиночестве километров 10 и снова вернулись на туже трассу в тот же поток.
Отель Gala в Гефире нашелся быстро, явно управляли им сами хозяева, семейная пара. Внутри отель несколько вычурный, ориентирован, как нам показалось, на "романтические" ночевки. По крайней мере, третья кровать в нашем номере была установлена как-то не у места и мешала открывать дверь балкона. В прикроватной тумбочке лежал комплект презервативов.
Но нам бы только отдохнуть :). Правда, пришлось еще посуетится с интернетом, поскольку WiFi в номере не хотел нас регистрировать. Спустились вниз, определили проблему. Хозяин немного сначала поколдовал, потом попросил подождать несколько минут, в течение которых он перегрузил роутер, и WiFi у нас заработал.
Ужин с персиками и вином из Амудии, примерка купленной шубы, которую Штурман ни за что не хотела оставлять на ночь в машине, и день закончился.
За день мы проехали 436 км.
Утром был обычный завтрак, на котором нам забыли принести тарелку с колбасой :), хотя на соседнем столике она была. Наверное, это была компенсация за вечерние хлопоты с интернетом. Ну и ладно, не больно то и хотелось.
Потом мы поехали через Салоники, потому что целью было купить продуктов на день, ну и еще на память о Греции мы планировали привезти домой баночку оливкового масла.
Навигатор знал несколько торговых центров и привез нас в CareFour. Но пройдясь по магазину, мы разочаровались его ценами и ушли не солоно хлебавши.
Времени было 10 часов утра, ехать нам до следующей ночевки примерно 500 км. Поэтому от меня поступило предложение познакомится с городом Салоники, раз уж мы и так здесь. Предложение принято, и мы поехали в центр. Как оказалось, запарковаться в центре практически невозможно. Мы кружили не меньше часа по улицам, улочкам и проулкам, но все везде было занято, и платное, и бесплатное.
И уже когда я собирался плюнуть на свою дурацкую идею, вдруг мы заметили автомобиль, стоящий с полным экипажем, включенным двигателем и по всем признакам собирающийся отъезжать. Я встал около него с аварийкой и начал ждать. Ждали мы минут 15-20. Оказалось, что это румынский автомобиль, в котором его содержимое колдовало с навигатором, и у них не выколдовывалось. Но в конце концов или они плюнули, или получилось, но машина выехала, а я занял ее место. И кстати, там была табличка, что эта парковка типа для жителей этого квартала или что-то вроде того :). Взяв на навигатор координаты места, мы ушли на изучение города. Пока мы крутились, стало примерно понятно расположение основных достопримечательностей и мы шли осознанно.
Салоники оставили сложное впечатление. В основном это все новострой с обычными многоэтажками, но вдруг среди них неожиданно высовывались какие-то древние постройки или развалины.
Исследовать все достопримечательности мы не могли из-за ограниченности по времени, поэтому пошли искать церковь Св.Софии. Она находится в каком-то углублении, на входе туристов придирчиво осматривает служитель на предмет правильности одежды. Церковь построена в середине 7-го века на руинах в три раза большей ее по длине раннехристианской базилики, потом в 16-м веке, когда здесь правили мусульмане, она стала мечетью. И только в 1912 году здание снова стало церковью.
После осмотра церкви мы прошлись по улочкам к морю, на совершенно непритязательной набережной посмотрели издалека на Белую Башню и вернулись в машину, немного сверившись с навигатором.
Уже на выезде нам попался довольно большой супермаркет Lidl, в котором мы купили себе 5-литровую жестяную банку оливкового масла первого отжима за 18 евро, оказавшимся просто замечательным.
Конечной точкой сегодняшнего маршрута был болгарский город Видин. Этот город я выбрал не специально, он был на маршруте, который построил нам Авторут 2002 на румынскую дорогу Трансфагарашроад. А мне очень хотелось по этой дороге прокатиться. И когда я, имея маршрут, искал по пути ночевки, то в Румынии мне ничего бюджетного не попадалось, а вот в Видине нашелся отель "Ровно", в котором я через Букинг за 55 евро забронировал 2 номера с завтраками. Да еще за месяц до поездки они мне прислали уведомление о понижении стоимости до 50 евро :).
Вот мы и поехали на город Видин.
Но до этого еще была граница с Болгарией, о существовании которых уже забылось. На границе нас поставили в сторону и мы стояли минут 15, пока проверялись наши документы. Граница совмещенная, греко-болгарская. Сразу после шлагбаума большой магазин, прикинувшийся Дьюти-фри. Но цены в нем не вполне соответствовали свободным от налогов, хотя это не помешало нам протолкаться там около часа и купить еще всяких разных сувениров.
Почему-то мы со Штурманом решили, что у нас нет карты Болгарии и ехали по советам навигатора и по карте в атласе Европы размером со страницу тетради.
Софию мы проехали краем, столицей там совсем и не пахло. Хочу сказать, что дороги в центральной Болгарии нисколько не лучше, чем на море. Так себе дороги. Да и окраины города были невзрачными, хотя на то они и окраины. После Софии следующим городом ожидался населенный пункт с громким названием Монтана, и до него было 130 км. Тут стал заканчиваться греческий бензин, я, проезжая мимо заправки слева, глянул на возможный пробег. Компьютер мне написал, что могу позволить себе 100 км. И я проехал мимо, потому что по моим представлениям за 100 км дороги заправок должно встретиться немало.
Как потом оказалось, это я наивно так полагал.
Дорога сразу же стала сужаться и портиться и подниматься вверх. Потом вокруг пошли горы, сделался густой лес и начались приличные серпантины. А на них, понятно, мотор топливо любит. И не успел я даже и подумать, как вдруг загорелась красненькая лампочка :(. Вот же ж. Сначала я на этом внимания не акцентировал, крутил себе и крутил эти серпантины, но километры летели, а вокруг ничего не менялось. Становилось довольно тревожно, поскольку никаких обещаний по топливу от дорожных указателей не поступало.
А дорога продолжала темными лесистыми петлями виться по горам, причем, как мне казалось, почему-то в основном вверх. Всем известно, что лампочка зажигается, когда в баке остается 5 литров бензина. Значит, в плохом варианте, если расход будет литров 12, то ехать мне километров 40, в лучшем случае 50 и из них большую часть я уже проехал.
Тут уже и Штурман обратила внимание на сей факт и начала нервничать, причем сразу сильнее меня.
Кажется, что на верхней точке подъема мы остановились возле стоявшего на обочине человека и начали у него спрашивать про бензин. Он задумался и потом неуверенно сказал, что заправка есть в г. Берковица, и что до него километров 15-20. Марина посмотрела на меня с надеждой - доедем? Доедем, как не доехать, бодро ответил я. И добавил - если будем ехать только вниз...:).
Через 10 километров вдруг нарисовалась маленькая заправка. Подъехали, но на ней можно было купить бензин только за наличные левы, которых у нас не было.
- Далеко ли до следующей заправки?
- Километров 6-7, в Берковице, она большая и там все есть.
Ну что же, с нами Бог и наш автомобиль, мы поехали. И слава им, дорога все время шла вниз, и внизу через горы и деревья просматривались дома. Мы увидели табличку "Берковице", а потом и долгожданную заправку. И наш замечательный автомобиль, довольно урча, остановился возле колонки. И бензин был по замечательной цене в 2 лева с небольшим, и оплату можно было сделать картой. Все за нас. Налили полный-преполный бак и, вздохнув с облегчением, двинулись далее.
Дальше был полет по пустой, почти проселочной дороге, и уже в темноте мы въехали в город Видин, а на въезде я краем глаза увидел табличку с указателем на паром. Но особого значения этому не придал, поскольку голова была пока занята другим.
Другое - это отель, и навигатор нас привез прямо к нему. Высотное здание с охраняемой парковкой. Современный вестибюль, за стойкой симпатичный молодой человек встретил нас очень приветливо и даже все время пытался объясняться по-русски.
Современный лифт привез нас на наш этаж, свет на нем зажегся сам. Шикарные, по нашим скромным представлениям, номера ждали нас, и в них все было. И интернет, и телевидение, и все, что надо и не надо в ванной, и новая замечательная мебель.
И хотя уже было примерно полдесятого вечера, мы решили пойти покушать в общепите, тем более, что по словам дежурного, кафе или ресторанчик были совсем рядом.
И вправду, рядом. Ресторанчик, ориентированный на спорт (судя по ТВ - панелям, развешанным по стенам и рисункам на тех же стенах), был наполовину заполнен. Но столик нам нашелся, и сразу же подошла девушка. И мы поужинали. Три порции ракии (2+1), три пива (2+1), жаренный вкуснейший сыр, шопский салат, сыну пицца, Марине что-то из курицы в каком-то суперсоусе, мне гювеч в горшочке... Уфф... И все это нам с чаевыми обошлось в 25 евро :). Подозреваю, что были бы у нас левы, ужин был бы еще немного дешевле. Ну и так, супер вкусно и очень недорого.
Удовлетворенные ужином, мы разошлись по номерам и, несмотря на набитый желудок, спалось мне очень хорошо. Наверное, была удобной постель, а может, сказался перенесенный стресс и потом хороший релакс. Но постель все равно была очень удобной и уютной.
22 августа (воскресенье)
Утром, потягиваясь в постели, я вспомнил вчерашнюю табличку с указателем на паром. И негу сняло, как рукой. Делать нечего, пошел сознаваться штурману в том, что я этот момент не особо подробно исследовал, вернее - совсем не исследовал. Но сначала потихоньку состроил маршрут в навигаторе и вот - он нам злорадно рисует паром или объезд в две сотни километров без лишних границ. Или объезд в полторы сотни через соседнюю Сербию - а это значит лишняя граница.
Штурман встретила новость так, как и ожидалось. Т.е. мой статус планировщика маршрутов был в ее глазах подтвержден и полностью совпал с предыдущим мнением.
За завтраком, который оказался на удивление скудным по сравнению со всем остальным в отеле (стакан сока, чашечка кофе, правда, настоящего, и круассан), я спросил на всякий случай у бармена, как проехать в Румынию. В глубине души я еще надеялся, что где-то недалеко есть маааленький мостик через Дунай, для местных, и нам про него скажут :). Увы...
Потом, готовя Штурману карты и атласы на следующий день, я наткнулся на довольно приличную автокарту Болгарии, купленную по дороге в Грецию и успешно забытую.
И теперь она уже нужна нам была только в качестве сувенира :(.
Совсем упав в глазах коллектива, я сел за руль и мы поехали в магазин купить ракии домой. Это тоже не повышало моего статуса, поскольку я вот так сумел провезти всех по Болгарии, что не встретилось ни одного гипермаркета. И мы покупали ракию в круглосуточном магазинчике, где и выбора-то особого не было. Сортов десять всего. Не больше. А покупали мы ее на сдачу, которую получили вчера в кафе с евро. Сдачи хватило как раз на две бутылки и жвачку, которую покупать не стали.
Пограничный болгарский пункт был подозрительно пустынен. Мы подъехали к закрытому шлагбауму - никого. Потом из соседнего домика не спеша вышел пограничник среднего возраста, с удивлением посмотрел на наши номера и паспорта. Потом из того же домика вышла таможенница, помоложе, но, по-моему, немного растрепанная и разрумяненная :). Но может, мне и показалось. Она тоже так же на нас посмотрела, они важно что-то поговорили и нас выпустили. Я у них спросил, часто ли ходит паром, и они мне радостно сказали, что по - разному. Зависит от количества желающих :). Штурман уже не смотрела в мою сторону и впереди была совершенно пустая дорога в никуда. Я очень боялся приехать на пустой берег, потому что палатки у нас не было и ждать паром сутками не представлялось реальным...
Но все оказалось веселее. На берегу нас ждала очередь из десятка или больше машин и открытый дьюти-фри, в котором я, пользуясь своей незаметностью для Штурмана, купил бутылку виски за десятку :). А еще минут через 20 подошел кассир и нас обилетил. Стоимость переправы 32 евро, однако...
Еще минут через 10 мы начали грузиться на подошедший паром и тут уже Марина начала переживать, что нам места не хватит. Но хватило, хотя мы были последней машиной, заехавшей на паром. По-правде говоря, больше желающих и не было и, наверное, пару машинок еще можно было на судно затолкать.
И мы поехали, ой нет, поплыли в Румынию, по пути немного пофотографировались...
И значит мы поплыли в следующий рассказ.