Зима
раскрыла снежные объятья, (Л.Дербенёв) |
Но сначала мы забронировали отели по пути следования, причем была идея сразу доехать одним днём из Москвы в Ригу, пусть далеко и мы приедем поздно. Я уточнил у бывалых путешественников, сколько мне ехать в Ригу, выходило минимум 12 часов, маршрут тяжелый, но реальный. Однако тут вмешался Николай Владимирович Комаров (Vladimirych, если кто не знает). И велел нам остановиться по дороге в Латвии (типа есть разговор) и сказал, в каком отеле это сделать - в отеле Ergli в одноименном латвийском населенном пункте.
Поскольку я немного всё же опасался, что из-за непредсказуемости зимних дорог и новогодних границ до Риги придется ехать по неизведанной Латвии всю ночь, то сразу согласился на некоторое сокращение пробега и согласовал изменение маршрута со Штурманом. Она обрадовалась, что будет кому поесть ее печенья и сразу же запланировала его напечь перед отъездом и, забегая вперед, скажу что напекла. Ну а я укоротил бронь в отеле в Риге, и хорошо, что все это получилось без финансовых потерь, хотя пришлось немного попотеть. В Риге мы выбрали отель Vantis с "замечательным видом на старую Ригу", бесплатной парковкой и "очень хорошими завтраками", забронировали со скидкой. И вот он сначала никак не давал возможности поменять даты, потом предлагал более высокую цену, а потом вдруг раз и согласился на нашу старую цену. Из Риги решено прокатиться по югу Латвии и заночевать в Даугавпилсе просто как в городе перед границей. Там забронировали отель Biplan City сети Biplan. Все брони делались с помощью Booking.com.
Теперь пришла пора выполнить свои обещания и нам, родителям, и в 7:15 местного времени 2-го января 2017-го года мы выехали в сторону Москвы.
Поясню про местное время. В прошлом году в Саратове вдруг резко возросла активность народонаселения и начались поддерживаемые областным руководством разговоры, что у всех время на часах правильное, а в нашей области нет. Ну поговорили-поговорили, потом провели где-то и как-то незаметно для народа свои опросы и оказалось, что в этих опросах больше половины опрошенных ратуют за перевод часов на час вперед от Москвы. Вроде, все было как-то несерьезно, но Дума раз и приняла решение и В.В. Путин его утвердил. И всё. Спорт от нас ушёл в ночь, зато ехать на запад стало лучше. Короче, моя сестра в Москве только в магазин собралась за добавкой деликатесов к ужину, а мы уже подкатили неожиданно к ее подъезду. Примерно в 17 часов московского времени, преодолев 852 км. Дорога была почти вся хорошей и практически сухой, только в нашей области с утра присыпало снежком, убрать особо его не успели и дорога до Петровска сузилась за счет нечищеной обочины. А в пензенской области уже всё успели и мы ехали нисколько не медленнее лета. А за счет того, что совсем не было ремонтов, два реверса были попутными и пустыми, ехали мы практически без остановок, если не считать одной заправки и еще одной "технологической" остановки на 10 минут. Еще стала сюрпризом новенькая объездная в Кирицах, по ней мы просвистели, вспоминая, как недавно стояли здесь в часовой пробке. И если бы не пробка на въезде на МКАД в районе Котельников, то точно приехали бы слишком рано к закрытой двери. Средняя скорость по GPS 79 км/час.
Ну и неожиданностью для всех наших московских родственников стало то, что в девять вечера, когда за столом все только разговариваются по душам, мы уже стали клевать носами и отвалились спать. Я первый.
Зато утром в 5:30 по нашему саратовскому времени мы уже выползли на кухню и начали всех будить. Бедная моя сестра, пришлось ей ни свет ни заря, в полпятого утра, уже кормить нас завтраком.
Дальше перейду на московское время в описаниях, а потом уже и на латышское, чтобы не путаться в этих временных кольцах. Оставим это нам, саратовцам. К слову сказать, у нас теперь самолеты и междугородние автобусы отправляются и прибывают по саратовскому времени, а все поезда, в том числе и местные электрички - по московскому. Это чтобы нам тренировать мозг и веселить жизнь.
Короче, в 5:30 утра мы уже стояли возле машины и грустно смотрели, как ее засыпала за ночь снегом метель. И продолжала засыпать. Зима началась неожиданно. Десять минут мне пришлось потратить на прогрев лобового и сброс снега, а потом я увидел, что такое МКАД в метель ночью. Нет, ну ехать можно, машин мало но пробито только пару колей и особо не разгонишься, да и неохота. На М9 тоже, несмотря на зеленые указатели, ехали не быстрее 80 км в час. А потом метель стала заканчиваться, только изредка бросала в нас почти безвредными зарядами, дорога высохла и мы покатили. И через 7 часов 20 минут, т.е. примерно в 13 часов дня, проехав 640 км со средней скоростью 87 км/час, мы подкатили к хвосту очереди у границы Бурачки-Терехово, предварительно залив в очереди с латышскими бензовозами полный бак бензина.
Перед нами стояло около 20 машин и. судя по рассказам бывалых преодолевальшиков границы на этом пункте, перспективы были безрадостные.
Почему мы приехали сюда? У нас в принципе был еще один вариант - переход в Лудонке с полуторачасовым крюком из-за объезда через г.Остров или с крюком поменьше, если бы удалось проехать по грунтовке от Красногородского, в чем я сильно сомневался. Но вездесущий Комаров ехал в Латвию с ночевкой в Великих Луках и переходил границу Бурачки-Терехово двумя часами ранее. Он нам сообщил, что на границе никого и через 40 минут уже оказался в Латвии. Нам тоже так захотелось и мы поехали вдогонку за Николаем.
И как только мы подъехали к границе, повалил сильный снег, почти полностью обнулив видимость. Я попытался было штурману предложить единственно теперь приемлемый объезд через Григоровщину - полтора-два часа крюк, да и не совсем по пути, потому что нам в результате надо было на север, но она справедливо сказала мне - куда ты хочешь ехать в такую погоду, снег валит валом, там грунтовка в лесу, сгинем :). И мы успокоились. Я занялся очисткой стекол и машины от налипшей грязи, а Марина достала стопку тетрадей с контрольными работами заочников и начала их проверять.
Честно говоря, очередь все же двигалась, правда порциями. Запускалось сразу по 4-5 машин и вот мы уже перед выездом из России. Мне показалось, что на нашем рубеже все происходило медленнее, чем потом нас обрабатывали латыши, но на удивление все были предельно вежливые и улыбчивые. Но все равно, сначала в одно окошко постой всем коллективом, потом в другое иди и там тоже постой. Причем окошки по одному на все ручьи и народ из задних машин пытается встать в очередь раньше передних, непонятно только, зачем. Правда, тут русские пограничницы проявляли твердость и таких шустрых загоняли обратно в машины. Но все равно, совковая ситуация - вас тут не стояло...:)
Латыш у въездного шлагбаума спросил, а номера-то чистые?
Видно, не успел посмотреть, пока я подъезжал. Я сказал, что чистые, он не
особо поверил, головой покрутил, даже со стула привстал. А у меня они и правда
чистые были, протер в очереди. Дал он нам декларации для заполнения без
пояснений, талончик какой-то. Езжайте, говорит, в правую очередь, где русские
номера. Едем - очередей три - левая ЕС, правее нее длинная, машин 10, с нашими
номерами, еще правее короткая, из двух машин, тоже с нашими. Естественно, едем в
короткую, самую правую, нам же так сказано. За нами сразу же пристроилась еще
пара машин. Встали, стоим, минут через 5 латышский стрелок
пограничник подошел к впереди стоящей машине и начал ему что-то начитывать и
руками махать. Водитель стал руками показывать на въездную будку и я понял, что
нас сейчас тоже погонят. Поэтому сразу развернулся и уехал в хвост длинной
очереди, и за мной все, кто пристроился, а за ними первый парень. Оказывается
латыши сами разруливают всех из длинной очереди по каналам. Ну могли бы как это
это пометить, столбиками там какими... Короче, минут 15 на этом потеряли точно, но
зато спокойно разобрались и заполнили декларации. Туда надо внести сигареты (у
нас нет), отдельно крепкий алкоголь, отдельно вино и отдельно шампанское. Всего
этого было понемногу, внесли. И в водительскую декларацию записывается номер
машины и бензин.
Тут тоже пришлось потопать. Сначала у нас забрали декларации, талончик, паспорта, свидетельство регистрации автомобиля, мое ВУ, гринкарту, и диагностическую карту на машину и к паспортному окошку - стой жди. Потом выдали всю кучу и иди топай к таможенному окошку, оттуда к машине на проверку, снова к окошку и потом можно ехать на выезд, там у шлагбаума надо снова выйти и отдать талончик с отметками. Закружился, честное слово. В результате вся граница прошлась за 3 часа 10 минут, долго. При проверке таможенник посмотрел в декларации, количество вина и крепких напитков его устроило, сигарет нет. А что это там в багажнике? - холодильник, - а что в нем - пирожки. И он кивнул головой. Пирожки можно. Правда, пирожки были с мясом, под пирожками контейнер с куриным рулетом, но это все тонкости. Пирожки то были точно, я не обманул никого.
Но нам навстречу двинулось латвийское время и на часах стало 15:10. До встречи с Комаровыми в Эргли 200 км.
Латвия встретила нас узкими, но бесснежными дорожками, и на первом же кольце мы вдруг уехали от основного направления на Ригу. Оказалось, что это навигатор наc так решил прокатить до Лудзы по второстепенке, и мы ехали через села одни по трассе Р136. А что, эта дорога мне даже понравилась, покрытие хорошее и вся она проходит по непрерывным холмам, едешь как на качелях - вверх, вниз и снова... Наверное в качестве компенсации за долгое стояние на границе.
А в Лудзе мы вернулись к остальным. Я с удивлением увидел, что нумерация этой совершенно обычной дороги среднего качества А12, я привык, что Ахх - это автобаны.
После Мадоны пошел снег, временами превращающийся в сильную метель, и дороги было практически не видно, пришлось ехать по экрану навигатора :). Но скоро он нам объявил, что слева конечный пункт, мы заехали на парковку призывно светящегося огнями отеля и поставили машину рядом с Фиатом (или Фримонтом, не знаю, как он его для себя называет) Комарова - он нам заботливо оставил для этого местечко.
А через пару часов мы уже вчетвером парились в сауне, плескались в джакузи, здесь, кстати, очень хорошая и горячая сауна, глубокий бассейн с холодной водой, куда приятно было ухнуть после сауны. А потом сидели до полуночи за столиком, пили новогоднее шампанское, Николай ел печенье "от Марины" и мы болтали о том и о сём, о жизни и поездках, которые давно уже стали нашей жизнью. Николай порекомендовал нам купить местное имбирное печенье и даже показал его коробку, которую он только сегодня купил в местной Максиме. Здесь такого печенья полно, сказал Николай, оно вкусное и вообще нипочём. Марина запомнила.
Разошлись с трудом и только потому, что завтра надо было ехать дальше.
День получился очень длинным, почти 21 час активности у нас с Мариной. И завершился он достойно и приятно.
Проехали сегодня 842 км, почти стандарт второй день.
Почему-то у меня о Сигулде были неправильные представления. Я ожидал увидеть типичный маленький европейский городок с соответствующими зданиями и улочками, а мы приехали в поселок с большой привокзальной площадью, немного прокатились по нему и поставили машину на площади перед каким-то банком. Снег идёт, но пореже. Вышли, прошли туда-сюда, спросили у проходящей мимо женщины, а где тут центр, она сказала, что центр здесь, где стоим.... В местной Максиме посмотрели, нет ли комаровского имбирного печенья в коробках - нет. Потом я увидел стрелку на столбе на туринфо и мы пошли туда. Оно оказалось в здании железнодорожного вокзала сбоку. Девушка нам на схеме ткнула ручкой - вот развалины нашего старого замка, вот тут есть пещера, есть санно-бобслейная трасса, а дальше Турайда и там тоже замок. Если ехать на машине, то все по пути. И мы вернулись к машине, сели в нее и мимо развалин, которые так и не увидели, и пещеры, в которую не захотелось, уехали в Турайду. Вот и вся Сигулда. Последующее уточнение информации о Сигулде подтвердило наши впечатления. Кроме указанного здесь еще есть канатная дорога и практически вот и всё. Визуально мы заметили, что прямо в городе большой парк из елей и, видимо, в теплое время года здесь очень неплохо погулять. Потом еще ехали мимо холма Дайна и там тоже проложена масса пешеходных троп и лесенок. Т.е. летом тут есть чем заняться. Мы же приехали к замку в Турайде, поставили машину на парковке напротив входа. Парковка помечена платной, но платить некому. Наверное, зимой или в метель она бесплатна. Вход на территорию замка платный, стоит 3 евро со взрослого, пенсионерам 2.15. Я шутки ради попросил пенсионерские билеты, но кассир совершенно серьезно продала нам два за 4.30. Полтора евро в кармане :). (Летом, кстати, вход пенсионерам вдвое дороже, а остальным по 5 евро). Турайдский замок, воссозданный и, по-моему, еще не до конца, начали строить в 1214-м году на месте деревянного замка ливов. И строили его, строили, пока он не сгорел в 1776-м году. С тех пор до нашего времени замок не восстанавливался и только в 1953-м году начались работы по возвращению его облика. Но в 2000-м и они были прекращены. Правда, в настоящее время следы стройки снова наблюдаются, значит что-то еще построят. В начале нашей экскурсии в парке не было вообще практически никого, а к завершению уже народа набежало. Вот здесь я в первый раз заметил, и потом это наблюдение только утвердилось, что в основных туристических местах в Латвии присутствуют только русские и слышна только русская речь. Первой нам встретилась могила Турайдской розы. Кроме красивой легенды, которую мы прочитали уже потом, дома, мы обратили на нее внимание из-за кольца, сделанного веткой или корнем дерева. Не знаю, само или специально так сделалось? Затем нам встретилась замечательная церковь, как оказалось, одна из самых древних деревянных церковей Латвии, построенная на церковном холме в 1750-м году. До нее на этом же холме были еще две церкви. Следом за церковью в доме садовника довольно большая экспозиция, посвященная истории местной народности - гауйским ливам. Честно говоря, погода очень способствовала тому, чтобы мы осматривали внутренние экспозиции не спеша :). Но погода погодой, а надо было осмотреть всё и мы пришли собственно в замок, поднялись на смотровую площадку Главной башни. Это самое старое 5-ти этажное строение замка высотой 38 метров, она изрядно продувалась из открытых окон и было мало что видно через метель. Потом прошлись по двору, погрелись в т.н.Западном корпусе и потопали к машине. За время нашей прогулки её изрядно замело снегом, поэтому щётку в руки и за работу.
|
||
Из Турайды до трассы на Ригу A2 (E77) совсем недалеко и скоро мы, не заезжая в Сигулду, выехали на эту наконец-то относительно чищенную дорогу, которая скоро вообще стала почти автобаном, 2 наших полосы и даже удавалось кого-то обгонять, потихоньку перескакивая через колеи и ехать близко к 90. Хотя уже недалеко от Риги увидели легковушку, слетевшую с трассы в сосны и хлопотавших вокруг нее людей, наверное, кто-то не слишком аккуратно перескакивал.
Рига медленно ползла в глубокой снежной каше, которую, кажется, никто и не собирался убирать. Машины с трудом влезали на платные уличные парковки и с еще большим трудом возвращались обратно в поток. Мы неспешно ползли вместе со всеми и так получилось, что ехали мы практически через центр, поскольку нас везло на вантовый рижский мост. И только на мосту количество снега уменьшилось, но не настолько, чтобы разогнаться. Мост, борясь с ветром и снегом, преодолевали несколько пеших фигурок, и Марина обрадовалась - и мы значит сможем :), всего-то чуть больше 500 м через реку. Дело в том, что наш отель на другом берегу Даугавы, вернее, на острове Кипсала и нам скоро предстоял обратный путь в Старую Ригу. Сразу за мостом съезд, Марина с удовлетворением отметила себе большой торговый центр "Олимпия", значит будет где купить чего-нибудь санкционного, потом проехали мимо отеля "Islande", где я планировал возможную бесплатную парковку в его дворе (по советам других автопутешественников) и углубились в дебри поселка с довольно приличными частными домами. На каком-то перекрестке навигатор нас свернул в улицу вправо, я повернул и краем глаза через снег увидел "кирпич" (движение запрещено), под который нас несло навигатором. Резко остановился прямо перед знаком и надо же, прямо навстречу нам двигалась машина полиции. Я сдал назад, они проехали мимо, не особо обращая на нас внимание, и я потом вывернул из этой опасной улочки и двинулся дальше. Навигатор тут же нашел другую дорогу, длиннее на 100 метров и вот ровно в 14:00 по рижскому времени мы въехали во двор отеля Vantis, т.е. как раз к разрешенному времени для заселения. Сильный ветер и снег не давали особо расслабиться, Марина почти бегом забежала в холл отеля и начала оформляться, а я пока перетаскал вещи из машины внутрь помещения. |
||
Номер очень просторный, с аскетичным, немного холодноватым оформлением, но в номере не холодно, хотя и не сказать, что очень тепло. Нормально. Но окна номера, который позиционирует себя, как отель с лучшими видами на Ригу, выходили во двор и видов не было. Как оказалось, виды из номера продаются отдельно и такого свободного номера, в котором они присутствовали в наличии уже не было. Мы сразу себя успокоили тем, что, наверное, номер с окнами во двор теплее и тише :). |
Стали решать, как организовать день дальше. Понятно, что надо как-то переместиться в центр, мы приехали сюда не в номере сидеть, какие бы виды из окон тут не были. Администраторша нам сказала, что от них можно либо дойти пешком, а это полтора километра по ветреной набережной или по заваленной снегом улице, по которой мы только что приехали. Либо вызвать такси, а это нас сразу напугало. Оба варианта не понравились, и я предложил доехать до моста на машине и, чтобы не связываться с парковками в тесном центре с непонятной системой оплаты, оставить ее у отеля Islande, а дальше уже пешочком, до центра остается не больше двух километров. Предложение прошло, мы попили чаю (благо чай с чайными пакетиками у нас были в номере, пригодилось и недоеденное Комаровым печенье), оделись потеплее, взяли фотоаппарат и выдвинулись в метель. Температура на улице сегодня была, кстати, не очень низкой, около 4-х градусов мороза. А вот ветер, он да... дул прилично.
Поехали назад, вот съезд к отелю Islande, но въезд на парковку загорожен шлагбаумом. Всё, здесь халява закончилась. Тогда решили поехать в ТЦ "Олимпия". Подъезжаем, на въезде в его подземный паркинг большой плакат - парковка бесплатна 2 часа, за остальным пожалте в кассу, налажена видео-фиксация. А перед въездом большая открытая парковка без плакатов, по которой сновал снегоуборщик. Вот сюда мы машину и поставили, кстати, рядом с какой-то русской машиной. Не мы одни любители бесплатных решений.
Тротуары все засыпаны снегом, идти не совсем комфортно, да и ветер дует почти в нос. Зато когда пойдем назад, он должен дуть в спину, и это радовало и, кроме того, снег летел уже не так интенсивно и небо начинало очищаться в ожидании завтрашнего похолодания.
Изрядно продрогшая и засыпанная снегом машинка ждала нас на парковке, я заехал за Мариной под крышу ТЦ, мы загрузили сыр и поехали домой. Без навигатора (его с собой не стали брать) я на кирпичи не ездил и скоро мы уже отогревались в номере.
И ужин был очень вкусным.
За день проехали нелегких 133 км.
Рига, день второй А утром за окном все поменялось, солнце и мороз, только ветер остался практически вчерашним. Температура с утра -12 градусов, к вечеру обещали усиление мороза. Но тему морозов мы пока отложили, а занялись завтраком, у нас он был включен в стоимость номера. Завтрак накрыт в отдельной специальной комнате, шведский стол, в комнате 4 или 5 столов, так что если придут все 12 номеров сразу, то всем отдельных столов не хватит. Но сейчас мы были совершенно одни, не было даже обслуги. Вот так нам очень нравится, можно неспешно и не стесняя никого все посмотреть и выбрать самое подходящее.Выбор блюд, кстати, очень даже неплох: и холодных закусок, и овощей, и горячих блюд, да и десерты в наличии. Все вкусное и самое главное - на столе стоит довольно большая кофе-машина, попробовали кофе - очень приличный, на зернах отель не экономил. В общем, наелись от души, и только к концу завтрака стал подходить народ, правда, пришло сразу много :) и все столы занялись. Марине даже пришлось немного в очереди постоять за добавочной чашкой кофе. После завтрака сели за карту и ноут (WiFi интернет здесь, кстати, очень приличный), наметили маршрут и отметили все интересующие нас точки. Потом одели на себя всё, что с собой было, превратившись в некое подобие снеговиков. Я еще нашёл в машине жилетку, поддел её под куртку и стал совсем объёмным :). Фотоаппарат пришлось спрятать под куртку, а запасные батарейки рассовать по карманам джинсов, иначе они очень быстро переставали работать на морозе. В общем, мы основательно подготовились к тому, чтобы провести на улице весь день. Вчерашний способ нашей доставки в центр нам понравился и мы решили, что и сегодня поступим ровно так же. Долго отогревали нашу заиндевевшую на ветреном морозе машинку и, прихватив по пути еще одну молодую семью москвичей, уже прямиком поехали на парковку торгового центра Олимпия. И снова поставили там машину рядом с еще одной русской, правда, уже другой. Вышли из машины на улицу и удивились. А где весь вчерашний снег? Его не было ни на проезжей части, ни на тротуарах. Практически совсем. Т.е пока мы отсыпались, латыши знай себе вычищали свой город, а днем они не хотели этого делать, чтобы не мешаться и так затруднённому перемещению. Что ж, это было приятным сюрпризом. Ещё, несмотря на усиливающийся мороз, ветер уже был не таким сильным или мы были одеты более тщательно и идти по мосту было лучше, чем вчера. И даже встречный ветер давал надежду, что на возвращении он, как и вчера, снова станет попутным. |
||
И Даугава за ночь тоже совершенно поменялась. Она замерзла и ровный лёд на ней выглядел очень прочным, прямо таки хотелось прокатиться по реке на коньках. И во льду отражались облака и шпили соборов. Сегодня мы решили идти в центр по набережной, и почти сразу неожиданно для себя наткнулись на одну из рижских достопримечательностей. Это Lielais Kristaps (Большой Кристалл) или Св. Кристофор. Скульптура великана, спасшего ребенка и за это волшебным образом вознаграждённого, при этом свою награду Кристофор не истратил, а на эти деньги была построена Рига. Скульптура была создана впервые в начале 16-го века, установлена на данном месте в 1861-м году. Но с 1923-го года оригинал скульптуры хранится в музее истории Риги, а на дежурстве его копия в будке из бронированного стекла.
|
||
Дальше мы пошли щелкать рижские достопримечательности как орехи. Сначала это был Рижский замок и потом мы нашли архитектурный комплекс из трёх домов "Три брата". Ну не особо понимаю, почему это достопримечательность. Коротко - прилепленные друг к другу из-за тесноты три дома, "Белый брат" (1490 г), "Средний брат" (1646 г.) и "Зелёный брат" (1718 г.) были восстановлены в 1957-м году. Потом крутили головами на улицах, рассматривая красивые дома, выстроенные в т.н. югендстиле. Наперед скажу, что на квинтэссенцию стиля - улицу Альберта мы не попали, но красивых домов насмотрелись и без неё. И конечно, пришли отметиться возле еще одной "легендарной" постройки Риги - дома с чёрными котами (1909-й год). Коты, конечно, замечательные, жалко, что их развернули всё же мордами наружу. |
||
И постепенно время стало двигаться к 12 часам дня и мы стали собираться на органный концерт в Домский собор. Сборы эти представляли собой очередную, на сей раз дневную прогулку по Домской площади и ярмарке на ней. Площадь выглядела замечательно и днём, хотя, конечно, не так нарядно и сказочно, как вчера, и мы снова порадовались своей вчерашней прогулке. Народа, конечно, в кассу собора стояло уже много, хотя мы подошли минут за 20 до начала. Но открылась еще одна касса, в которой можно было купить билеты только за наличные, я встал туда и через 5 минут были были обилечены за 20 евро и зашли в собор. Здесь уже тоже собралось немало посетителей, но хорошие места еще были и мы поспешили их занять. Потом Марина сидела и ждала, а я слонялся с фотоаппаратом, хотя честно говоря, фотографировать здесь было особо нечего, кроме, конечно, его совершенно грандиозных витражей. Вообще все рижские соборы мне показались очень строгими внутри. Домский собор начал строиться в 1211-м году, потом он горел, частично разрушался и восстанавливался и нынешнее обличие приобрел в 1914-м году. При советской власти был превращен в концертный зал, для чего в нем был убран алтарь и установлены кресла лицом к органу. В 1883-м году орган 16-го века был почти полностью заменен на новый. Орган высотой 25 метров состоит из 6700 с небольшим труб. Фасад органа при реставрации остался неизменным. В 1981-м году был еще раз отреставрирован. И ровно в 12 часов возле органа зажегся свет и полилась музыка. Вот это действительно понравилось и запомнилось как действие. Музыка нет, не запомнилась, хотя её воспроизведение было достаточно впечатляющим, но я не могу запоминать сложные органные мелодии. Однако еще вспомнилось, что мы не один раз попадали в соборы, например, во Франции, где играл орган, не было никаких посетителей, никто с нас денег не брал и мы получали всё тоже самое с точки зрения моего неискушенного уха (поворчал всё же :)). По окончании концерта органист выглянул из-за органа и поклонился залу. Зал аплодировал. А потом все двинулись на выход, причем половина в ту дверь, в которую мы зашли, а половина - в какую-то боковую. Мы, конечно, тоже в боковую. Но оказалось, что это мы на экскурсию пошли во внутренний двор собора со сводчатыми галереями. Здесь были выставлены разные экспонаты и артефакты из истории собора, в том числе предыдущий петух со шпиля и чей-то прах в урне, ну и кроме того можно было получить немного красивых видов на соборную башню. Как-то ожидалось, что мы по галерее пойдем-пойдем и выйдем, но нет, уткнулись в тупик и снова прошли мимо всех экспонатов для повторения. На этом тема Домского собора в Риге для нас не была окончена, сейчас мы ушли от него, но вечером снова пришлось сюда вернуться, чтобы купить сувенирный пряничек в подарок деткам. Больше таких нигде не продавали. |
||
Потом нас, конечно же, потащило с группой каких-то туристов и их проводником искать, где тут снимались "17 мгновений весны" и где жил Шерлок Холмс в одноимённом фильме. Нашли, это прямо рядом с собором, но ничего примечательного я там не увидел, сфотографировал какой-то щит, стоящий за заборчиком в снегу, вывеску с Юстасом, фотографии на самом деле ни о чём, но все фотографировали через головы. Зато по дороге встретился нарядный ресторанчик, вид которого понравился больше. Впрочем, потом нам встретились и другие симпатичные экземпляры. | ||
Потом Ратушная площадь, на которой всеобщее внимание своей нарядностью привлекает дом Черноголовых. Дом был построен в 1334-и году как место для празднований и собраний рижских обществ и назывался первоначально Новым Домом. Фамилия Черноголовых произошла от покровителя их братства - св. Маврикия, его изображение с чёрным лицом видно на воротах дома справа. В братство принимали холостых купцов -космополитов, которые на самом деле являлись членами тайного ордена, превосходно владевшими герметическим языком мифов и легенд. Братство пришло на смену разгромленному ливонскому ордену тамплиеров и первоначально снимало в аренду один этаж дома. Дом приобрел свой настоящий вид в 17-м веке, и построен в стиле североевропейского маньеризма, его предыдущего изображения не сохранилось. Но при этом утверждают, что фасад дома Черноголовых, вроде как, несет в себе зашифрованное на герметическом языке послание, как это стыкуется, я не знаю. Во время ВОВ он был практически полностью разрушен и в 1948-м году, после признания его восстановления нецелесообразным, дом был разобран. Но в 1996-м году началось его восстановление и реконструкция (читаем -новое строительство), которое было закончено в 2000-м году к празднованию 800-летия Риги. С этим нарядно-праздничным домом сильно диссонируют стоящие рядом памятник латышским стрелкам и фоном ему черный музей оккупации Латвии (период оккупации 1941-1990 гг.). Вот между собой они гармонируют хорошо. Заходить в музей не захотелось, настроение было не то. Здание ратуши тоже восстановлено практически с нуля, потому что оно было практически полностью разрушено в 1941-м году. До этого ратушу разрушали войска Петра в начале 18-го века, и кто-то во время войны с ливонским орденом в конце 13-го. Восстановление в нынешний вид (новое строительство) закончилось в 2003-м году и сейчас там заседает Рижская дума. |
||
А вот в стоящую с другой стороны площади церковь Св.Петра мы зашли, но уткнулись в очередь в кассу примерно на полчаса. Зайти в церковь бесплатно невозможно, билеты продавались только в комплексе с подъемом на башню и стоили 9 евро за одного. При этом на табло над входом было написано, что температура на верху 23 градуса мороза. Конечно, башня церкви и ее смотровая площадка интересны, но нам показалось, что не настолько, чтобы заплатить 18 евро и поморозиться. И мы ушли. Хотя сама церковь тоже представляет большой интерес, она находится под охраной Юнеско, строительство ее велось только на пожертвования и началось в 1209-м году. Предполагалось, что это будет главная церковь города. По видимому, из-за того, что во время ВОВ на башне церкви был расположен наблюдательный пункт советских войск, она сильно пострадала от обстрелов. Восстановление её началось ещё в советское время в 1966-м году, а закончилось в 1993-м. | ||
За церковью мы сфотографировали еще одну местную достопримечательность, скульптуру "Бременских музыкантов" с натёртыми мордами, а потом в узкой улочке нашли не только замечательную ёлочку, но и удачно забрели в сувенирный магазинчик. Нет, сувениров мы там не купили. Но пока мы там крутились и отогревались, зашла сначала одна группка туристов с экскурсоводом и их всех визуально бесплатно угостили разными сортами бальзама, потом другая - и то же самое, причем их экскурсовод, внушительного вида мужик, громко сказал, что здесь дегустация свободна и бесплатна, причем ему наливали бальзам в специальную большую стопку и он его с удовольствием "дегустировал", сорта три или четыре. |
||
Ну мы тогда тоже пристроились сбоку, спросили, можно ли и нам подегустировать. Оказалось, что можно и мы согрелись :). Так что ищите ёлку, как на фото и будет вам счастье. Да, еще такая примета - мы пошли дальше, улочка сужалась и сужалась и кончилась, и вышли мы из нее через дверь какого-то подъезда на другую улицу, побольше :). Ну не думаю, что это бальзам так подействовал. Дверь, кстати, за собой закрыли. Потом мы пошли искать "каменную голову", она у нас была отмечена на карте и оказалось, что эта "голова" с другой стороны от "Кошкиного дома" и мы могли около нее отметиться еще утром. |
||
При раскопках во дворе Домского собора в
2000 году была найден валун с изображением, напоминающем голову. Предполагается,
что это изваяние ливского идола. В 2003 году скульптор Гиртс Бурвис изготовил
скульптуру со схожем изображением. В народе эту скульптуру называют „пьяный колобок”. Как оказалось, она очень фотогенична на моём фоне. Оригинала во внутреннем дворике Домского собора мы не заметили, может, это и хорошо, потому что говорят, что у неё плохая энергетика, приносит беды и стоять около неё подолгу не рекомендуется. У копии с этим, на мой взгляд, было всё хорошо, может, это тоже после бальзама :). |
||
И потом мы ушли из старого города, потому что хотелось посмотреть на нарядный православный Христорождественский собор, на него мы обратили внимание еще вчера, когда в снежной каше проезжали мимо. Марина ещё предложила остановиться и погулять, но я не соблазнился возможностью зарыть машину в платный сугроб. Путь наш проходил через площадь Памятника Свободы мимо собственно памятника. Он был установлен еще в 1935-м году и чудесным образом пережил советское время. У подножия собора жил своей жизнью очередной сказочный городок, на сей раз заячий. Не должны, вроде, зайцы (или кролики) мерзнуть, но визуально казалось, что им холодно, уж очень они хотели быть похожими на клубочки. А пойдем посмотрим, что за Наполеон там стоит? Оказалось, что это совсем наоборот, Барклай де Толли. История памятника тоже интересна. Его поставили на этом месте в 1913-м году, к столетию освобождения России от Наполеона. Но во время русско-немецкой войны он был эвакуирован и как-то потерялся. И только в 2001-м году восстановлен на собственные средства предпринимателя Евгений Гомберга и установлен здесь "временно", как бы на пробу. Потом он был освящен русской церковью и это вызвало какие-то опасения латвийцев. Но все равно, памятник в результате закрепился на этом месте. Собор Рождества Христова (в некоторых источниках у него такое название) чрезвычайно фотогеничен и на фоне снега и сосен смотрится очень гармонично. У собора, несмотря на его недлинную историю (строительство было задумано в 1874-м году, в этом активно участвовал Александр II и закончено в 1884-м году). На него покушались немцы в период Первой Мировой войны - спилили кресты и переоборудовали в кирху. Храм потом был восстановлен. После 1960-го года на храм ополчилась советская власть - кресты были вновь спилены с целью использования меди, но оказалось, что они были только обшиты тонкими листами, а внутри деревянными. Видимо обидевшись, власть превратила храм в учреждение, были возведены межэтажные перекрытия, внизу открыто кафе и планетарий. И в 1991-м году было начато очередное восстановление храма, которое не закончено и по сей день. По-крайней мере, заметно, что не все купола еще позолочены. Думаю, что когда-нибудь будут все, если не задумано так как сейчас. Собственно говоря, реставрация и восстановление - это постоянные спутники всех исторически важных сооружений. Внутри собора фотографировать было совсем нельзя, на полу лежали елки и шла активная подготовка и украшение к предстоящему православному Рождеству. Недалеко от собора Латвийская художественная академия, перед входом которой установлен "символ женской сущности". По-крайней мере, на нём примерно так написано. Местная Венера Виллендорфская была здесь установлена в 2010-м году, это дипломная работа выпускницы академии. Правда, эта Венера 21-го века значительно превышает размерами своего 11 сантиметрового прототипа. |
||
Почти вся культурная программа была на сегодня выполнена. Можно было еще пойти на улицу Альберта и поизучать внимательно югендстиль в архитектуре, но у нас ещё был запланирован ужин в ресторане или другом общепите. Весь интернет и администратор в нашем отеле в один голос нам советовали посетить заведение под названием Lido. Сейчас я знаю, что таких заведений в Риге несколько, мы видели такой возле Домского собора, заглядывали туда, но народа там было не счесть. Администраторша отеля нам на нашей карте его отметила, но настоятельно рекомендовала посетить "большой", хотя сказала, что пешком туда никак. Он тоже был на карте в качестве достопримечательности, и как бы не очень и далеко, где-то за вокзалом. Если бы мы знали, где это, то, наверное, поискали бы через интернет ближайшие точки. Но нет, потопали в большой. | ||
По пути сначала в магазине Laima купили всякого шоколада в качестве сувениров этой известной рижской фирмы, потом за вокзалом заглянули в рынок, но в сравнении с будапештским он выглядел блекло, хотя во всех описаниях Риги это тоже достопримечательность. Нами непонятая. |
||
А из рынка мы потопали в сторону предполагаемого Lido. Прошли с полкилометра и стали озираться, ничего не увидели. Спрашиваем у прохожего мужика, где тут у вас Лидо? Кстати, насчет спрашивания - мы, кажется, ни разу за всё время поездки в Латвии не слышали ни одного латышского слова, практически все, с кем общались, разговаривали на чистейшем русском и редко кто с акцентом. И понимали нас все, хоть обслуга или продавцы, хоть случайные прохожие. И в результате мы с этим так свыклись, что, наверное, бы удивились, если бы кто-то нас не смог понять или ответить на русском. В отеле на рецепции нам сказали, что у них не принимают на работу в отель, если нет уверенного знания русского языка. Сразу вспоминается Литва, там молодой парень на рецепции отеля в Вильнюсе смог с нами общаться только на английском. Но вернемся к нашему Lido. Мужик на наш вопрос задумался и сказал, что что-то далековато нам идти и он дорогу точно объяснить не сможет. Мы не поверили. Тогда он нам сказал - идите прямо квартала четыре и там спросите. Мы пошли, отсчитали четыре квартала и спросили у другого мужика. Тот задумался, потом предложил нам сесть на такси и доехать. Но слово "такси" у нас за границей вызывает страх и я сразу проверяю кошелек :). Тогда он нам сказал - вот так пойдете, там трамвайная линия, потом вдоль нее выйдете на большую площадь, а там уже недалеко. А всего минут около сорока. В общем, рядом стояло такси, мы сели и поехали и ехали минут 10 или 15. В Риге такси по счетчику, счетчик насчитал нам 3.40 евро. я отдал 4 на радостях. Зря боялись. А вот то, что не пошли пешком, правильно, думаю, что мы бы прилично ушлёпались. |
||
Ну а теперь собственно про Lido. Оказалось, что мы приехали не в ресторан, а в целый городок или комплекс со своим большим двором и парковкой. Конечно, все здесь ориентировано на автомобилистов, потому что комплекс построен практически на трассе. Здесь всё очень нарядно и празднично, сверкает разноцветными огнями. Перед входом в бистро на улице несмотря на мороз играет на трубах ансамбль Дедов Морозов или, скорее, Санта Клаусов, немного в стороне на арене, перед которой ни одного человека, выступают пара каких-то плюшевых игрушек. Еще дальше большой каток и там полно катающихся под весёлую музыку. Мы с удовольствием прогулялись по этому веселью и потом зашли внутрь. Здесь тоже пришлось сначала пройтись и оглядеться. Три этажа, из них один подвальный и везде столы, люди едят и пьют кто что. Система получения требуемого понятна - берешь поднос и набираешь то, что тебе понравилось - салаты и закуски сам - здесь оценивается тарелка независимо от количества продукта, вторые блюда накладывают раздатчики. Напитки, в том числе и пиво, наливается самостоятельно и как следствие, их можно попробовать до оплаты. Потом с подносом в кассу и за стол, который еще надо найти, потому что народу реально много. Вообще-то надо было нам не спешить набирать всякой еды, это мы сразу не поняли и сообразили только потом. В результате, пока ели салаты, вторые блюда слегка подстыли, особенно форель у Марины. Мои свиные ребрышки на гриле с квашенной капустой сохранили тепло до конца трапезы, наверное, теплоёмкость побольше. К добавленным блюдам мы взяли большую тарелку сборного салата, куда напихали все что можно, и блюдце с разной маринованной селедкой, очень вкусной во всех маринадах. Запивали все это пивом, Марина маленькой кружкой, я большой. Пиво, кстати, не впечатлило, Марина тоже ждала от своей рыбы большего. Счет за еду 21 евро, мне кажется, что для системы бистро это дороговато. Вспоминается ужин в Польше вдвое дешевле или примерно такой же по цене в Литве. Можно и про Венгрию тут вспомнить. |
||
Но тем не менее мы наелись, я так очень сильно, потом пить хотелось, видимо, из-за селедки :). Пришлось в номере потом еще чай пить. Но это потом.
А сейчас хочется добавить, что мы не пожалели, что приехали покушать в такую даль. Пусть мы не получили большого удовольствия от блюд, но зато мы видели Lido во всей красе именно как комплекс развлечений. Если бы не приехали сюда, то, возможно, вообще бы не получили никакого удовольствия.
И ещё нам еще предстояло попасть домой, вернее, в отель и, несмотря на то что мы в кафе согрелись, машина наша стояла очень далеко и идти к ней пешком, как было предложила сначала Марина (по набережной) не очень хотелось. Отсюда можно выбраться в город на том же такси или на трамвае. И мы выбрали второй вариант еще и для того, чтобы ознакомиться с этим видом рижского транспорта.
До остановки трамвая идти с полкилометра, трамвай подошёл быстро, Марина села на сиденье, в я пошёл покупать билеты у водителя, здесь это можно сделать, в отличие от, например, Будапешта. Билеты у водителя по 2 евро и суммарная стоимость проезда оказалась соизмеримой с поездкой на такси. Пока я покупал билеты, возле Марины уже стоял и терпеливо дожидался пожилой контролёр :). Несмотря на то что я покупал билеты практически у него на глазах, он тщательно их проверил и надорвал. А потом стал нам рассказывать, как в Риге экономить на билетах на общественном транспорте. И с ним заодно к нашему обучению радостно подключились почти все соседи по поездке. Добрые люди нам рассказали, что если бы мы купили билеты в киоске с названием Narvesen, то они бы нам обошлись уже по 1.15, а если бы купили семейный, то и того дешевле и т.д. Мы все это благодарно выслушивали, никому не объясняя, что наша поездка случайная и экспериментальная. И потом нам подсказали, где лучше выйти относительно центра и перед нашей остановкой предупредили, чтобы мы не проехали. Но вот ведь добрые же люди, даже контролёр. И снова все разговаривали на русском, прямо наваждение какое-то, даже кажется, что и между собой они так говорят. Мы за границей или где?
И вот мы снова на Домской площади, кажется, что в четвертый раз. Теперь нам здесь стало надо купить пряников для подарков, заодно ещё и попрощались с понравившейся нам Старой Ригой. Может, даже и "до свидания"...:). А лёд на Даугаве весь растаял, несмотря на усиливающийся мороз и она снова волновалась своими черными волнами, пока мы ее преодолевали по "своему" вантовому мосту.
В гипермаркете ещё купили сыра, теперь уже домой и, конечно же, бутылку рижского бальзама, как уезжать без него. Я хотел ещё купить баночку шпрот, но Марина почему-то не одобрила, не знаю, почему. Наверное, и она не знает.
Машина снова ждала нас на открытой парковке, пока ехали до отеля не успела нисколько прогреться. Что тут ехать-то, пять минут.
Мы победили обстоятельства, метель, ветер и мороз не смогли нам воспрепятствовать познакомиться с еще одним замечательным городом. Еще одна столица попала в череду наших приятных воспоминаний.
Рундальский дворец, Бауска, Биржай |
||
Сегодня у нас последний день в Латвии, и мы решили напоследок посмотреть какие-нибудь интересности. И выбрали для этого юг страны, а там находящиеся рядом дворец в Рундале и замок в Бауске. И потом у меня выбор закончился, на глаза попалось, что в литовском Биржае есть дворец\замок и я его добавил в список. Заодно решили, что воспользуемся случаем и купим в Литве так понравившийся нам бальзам или настойку "Три девятки". Машинка быстро разогрелась, согрела и нас и ехать было одно удовольствие, все дорожки сухие и чистые, только солнце поначалу светило в глаза. Ехать до Рундаля как-то мало, я и не заметил, как мы проехали эти 82 км, хотя по времени это почти полтора часа. Наверное, соскучился по драйву. Несмотря на зиму, машину ближе к дворцу, чем на официальной парковке метрах в трехстах, не поставишь. Сейчас там легковых не было, только пыхтели пара экскурсионных автобусов. Значит, нам придется пересекаться с группами. Но пока мы практически в одиночестве подошли к дворцу. У него типично Растреллиевский вид, думаю, что питерцы здесь чувствуют себя совсем как дома. Так получилось, в основном из-за Бирона Франческо Бартоломео Растрелли начинал свои строительства каменных зданий с этого дворца и им же и закончил. Первый камень в фундамент дворца был заложен в 1736-м году, но потом акцент строительств был перенесен на другой дворец, в Миетаве (нынешней Елгаве), потом ссылка Бирона, и только в 1768 году Бирон переехал сюда с семьей, при этом работы продолжались еще два года. Потом дворец перешел к князю Зубову, страдал во время войны с Наполеоном и был восстановлен. Потом владельцами стала семья Шуваловых. После первой мировой войны здесь была школа, потом склад зерна и т.д. и только в 1972-м году здесь начались реставрационные работы и дворец был к 2014-му году восстановлен в нынешнем виде. В кассе дворца на этот раз пенсионеров не привечали, за билеты и разрешение на фотографирование мы заплатили 11.6 евро. Почему получилась такая цена, я потом не смог определить, у нас был длинный маршрут и 2 евро за фотографирование, но именно такая сумма прошла по карточной выписке. Мне дали для фотоаппарата желтую наклеечку, которую я скоро потерял. Но и поскольку оплачено, то я старался фотографировать внутри побольше, тем более что дворец, конечно же, этого заслуживает. 138 помещений расположились на двух этажах дворца и один зал был красивее другого. И кстати, две или три группы организованных туристов с экскурсоводами оказались почти совершенно незаметными в таком большом пространстве дворца, а уж в "дополнительных" залах большого круга мы вообще были одни. Они к тому же и не отапливались. Поэтому мы и ходили по дворцу в куртках - нас на входе предупредили - у вас большой круг, там замерзнете :). |
||
И потом нам осталось только обойти дворец и посожалеть, что мы тут зимой и не можем оценить красоты его регулярного французского парка. Судя по описаниям, он летом очень красив. | ||
Бауска |
||
До замка в Бауске ехать километров 10, вернее, возвращаться, потому что мы уже мимо него проехали по пути в Рундаль, кстати, не обратив особого внимания. Около замка наш навигатор впервые за всю поездку слегка взбрыкнул, попробовав нас утопить в речке. Ему показалось, что ближе всего он нас сможет подвезти по ее берегу, но там, как оказалось, не было даже тропинки. Но тем не менее я послушно съехал за мостом вниз по узенькой крутой дорожке и понял, что дальше либо в воду, либо надо как-то развернуться. Дорожка заканчивалась у ворот частного дома. Развернулся, поднялся назад и уже глазами высмотрел парковку около замка. Замок или дворец представляет из себя симбиоз развалин собственно старинного ливонского замка, построенного в 1451-м году, и герцогского дворца, пристроенного к замку в стиле маньеризма в 1596-м году. Потом замок страдал в ходе многих войн, был взорван войсками Петра I-го и потом практически разобран местными жителями на материалы для собственных нужд. В 1970-м году замок был восстановлен. В сегодняшнюю морозную и солнечную погоду замок был очень фотогеничен а мы получили большое удовольствие от прогулки около него. Ветер совсем стих, мороз около 16 градусов совершенно не ощущался и гулять было очень хорошо и красиво. |
||
День клонился к вечеру, уже был плодотворен, но у нас оставался еще один объект для осмотра. Это замок или дворец в Биржае. Для начала мы выехали в Литву, с удовлетворением для себя отметили, что здесь бензин немного дешевле латвийского, на 10 центов. С удовлетворением, потому что, кажется, что русского бензина могло нам немного не хватить и, чтобы не иметь проблем на морозе, следовало немного заправиться. Навигатор замка в Биржае не знал, привез нас куда-то в этом маленьком городке и бросил. Но мы заметили нужный нам указатель и поехали по нему, по пути заметив пару небольших супермаркетов. Больших в этой части Литвы нам не встретилось. |
||
Поставили машину на парковке около замка, здесь стояло несколько машин, но как оказалось все они привезли сюда своих детей кататься с горки, а замком интересовались только мы. Замок, который был здесь резиденцией Радзивиллов был построен в 1589-м году, а восстановлен из руин в 1985-м. По сравнению с предыдущими двумя замками это выглядит очень скромно, немного по-сельски, что ли. Мы подошли к его входу, я сначала подумал, что там закрыто. В общем-то в планах не было посещения замка внутри. Но зашли, а тут на нас накинулись местные женщины и начали уговаривать посмотреть их экспозицию, и назад дороги уже не было. Ну честно говоря, и стоимость билетов в 2 евро с носа была не такой, чтобы особо задумываться. Пошли. Это был этнографический музей местного быта от древности до наших времен с привычными для этого экспонатами. Мы их осматривали с важным видом, я фотографировал, но потом в одном из залов к нам подошла служительница и спросила, а покупал ли я право на фотографирование. Поскольку на кассе мне этого никто не предложил, значит я и не покупал. И я честно перестал :). Да, ходили мы здесь одни, не считая старательных служительниц, и иногда приходилось самим включать тут свет, если они не успевали. Еще у нас в цену входило посещение оружейного салона в другом здании и на выходе билетерша нас направила - пойдете вон к тому крылу и там вход. Мы покивали и сбежали. Вместо этого обошли замок вокруг, подошли к закрытому костелу и на этом культурная программа закончилась. |
||
Тут же рядом заскочили в маленькую Максиму и там купили еще немного сыра и бутылку настойки "Trejos devynerios" домой согреваться зимними вечерами. На всякий случай проверили наличие латвийского имбирного печенья в коробке - привычно нет. Еще взяли немного литовского хлеба, причем какая-то женщина нам посоветовала булочную совсем рядом и там "хлеб еще вкуснее". Но объяснить, где булочная, не смогла и мы ее не нашли.
Вместе с наступлением ночи понемногу усиливался и мороз. Но мы уже почти все сделали, по дороге в Даугавпилс (у нас там было забронировано жилье) в Рокишкисе я залил 10 литров бензина, почему-то проехали мимо фирменного сырного магазина и уже в полной темноте, снова вернувшись в Латвию, приехали во двор нашего отеля. Времени было еще чуть больше шести вечера, на градуснике 18 мороза.
Теперь про наш нынешний отель. Мы забронировали на Букинге Biplan City. Это один из двух отелей сети Biplan в городе и выбрали его потому, что он немного ближе к центру. Но когда ужу были в Риге, пришло письмо на мой емайл их отеля, что мол извините, но в Biplan City мы вас поселить не сможем по техническим причинам и предлагаем вам те же условия в Biplan Hotel. Расстояние между ними 500 метров и мы посчитали, что для нас в этом никаких проблем. И вот приехали в Biplan Hotel. Название отеля, как потом оказалось, связано с русским авиатором Сергеем Уточкиным, который останавливался в этом здании в 1911-м году и совершал полеты над Даугавпилсом (тогда Двинском).
Мы заехали в узкие ворота здания, внутри просторный двор-парковка и свободно место прямо у входа под навесом рядом с фанерным макетом самолета. Хорошее место, прикрытое от ветра и близко к дому, значит, машине будет теплее.
Перед самым закрытием, за 15 минут, заскочили в супермаркет на площади, погреться. И в нем продается комаровское имбирное печенье в коробке, мы нашли, мы нашли!!! Правда, оно не такое уж и дешёвое, по 3.5 евро, но все равно надо купить. Заодно еще и хлеба купили. Прибалтийский хлеб нам нравится одинаково литовский и латвийский. Дома в Энгельсе съели все до кусочка.
И вот, счастливые, с печеньем и хлебом, мы вернулись домой. День получился замечательным!
За день проехали 282 км. Совершенно незаметно.
Завтрак здесь тоже вполне приличный, и наконец-то в горячих блюдах обычная яичница-глазунья, надоели уже привычные мешанки. Глазунья вкуснее. Правда, имевшаяся в наличии кофе-машина не светилась огоньками и завтракавшая за соседним столиком женщина сказала, что кофе нет, придется пить чай. Марина на всякий случай спросила у девушки за стойкой, что и правда нет, видимо, в надежде, что машинку просто забыли включить. Почему нет, сказала та. Сейчас я вам приготовлю. И принесла нам по большой чашке вполне приличного кофе и завтрак удался полностью.
После завтрака я выскочил во двор к машине завести, чтобы она хоть немного прогрелась. Температура на её термометре 23 градуса. Двигатель завелся сразу, но обороты прыгали с полминуты от 1500 до 500-600 и обратно. Чувствовалось, что машина борется с желанием заглохнуть. Но потом обороты выровнялись и я ушел в номер собираться.
Двигатель у нашего Peugeot 408 отличается в своем поведении от того, что был на предыдущем Logan-e тем, что практически совсем не прогревается без движения. Вообще, он как-то помудрёнее в своем поведении. Логан в мороз заводится с рявканием, почти воем, сразу врубает обороты под 2000 и долго так шарашит, потом почти сразу сбрасывает в 750. Этот же заводится мягче, пытается держать обороты около 1200 и, видимо, при сильном охлаждении такое количество на грани. Наверное, поэтому его и колбасило поначалу.
Когда пришли с вещами, предварительно расплатившись (вчера вечером в терминале не было чековой ленты), машина уже работала спокойно, как летом, но в салоне еще было холодновато. Холодильник с сыром и хлебом мы положили на заднее сиденье, я боялся, что в багажнике он замерзнет и сыр испортится. Пока выруливали со двора, где так же как и наша прогревались другие машины, практически все с русскими номерами, машина еще поскрипела немного замерзшей ходовой частью, но потом размялась и мы покатили навстречу солнцу.
Из Даугавпилса мы могли поехать на Григоровщину - немного к северу, или в Урбаны. Всё тот же Комаров, который изъездил практически всю Прибалтику, посоветовал нам ехать в Урбаны - никого нет и белорусская заправка от Даугавпилса ближе на 45 км. Я не стал более изучать обстановку, настроил навигатор на такую дорогу и мы поехали. Судя по полному отсутствию попутного или встречного транспорта, тут ездим только мы и Комаровы. Сегодня - только мы. Сразу после выезда из относительно "теплого" двора отеля температура стала понижаться и около границы нам рисовало -31 градус. Ого... Заранее скажу, что сегодня это была самая низкая температура, как нас дальше не пугали по радио.
Бывает, что едешь к границе по пустой дороге, приезжаешь туда, а там откуда ни возьмись, аншлаг. Но не сегодня. Может мороз, может и правда, сюда редко кого заносит, но на шлагбауме, да и дальше, да и потом за нами, никого не было. Только мы и пограничники. Получив талончик на шлагбауме, в поехал к будке, у которой никого, но на светофоре горит красный, думаю что специально. Встал на линии "стоп", стою. После минутной паузы зеленый. Подъезжаю к будке, стою, никто не выходит. Ладно, думаю, наверное, холодно им и неохота. Пойду сам. Собрал документы, вышел, никого. Стал искать, где тут вход в будку. И тут же из-за угла выскочил латвийский пограничник и строго так: "Кто разрешил выходить из машины?". Вообще-то машина моя, если что. Я у него спросил: "А кто запрещал, я не видел и не слышал запретов?" Ответа не последовало. Он быстро посмотрел в багажник и ушел в будку, мстительно сказав - ждите у окошка :). Ждать на морозе, правда, пришлось недолго, минуты три-четыре. Окошко открылось, я думал, что сейчас оттуда вылезут паспорта. Но не тут то было, из окошка высунулся аппаратик для проверки отпечатков и девушка попросила приложиться. Я приложил немного замерзший палец, она подождала, сказала "ОК, позовите жену". И тут началась обычная для Марины борьба со сканерами. Она прикладывала то один палец, то другой, дула на них и терла, девушка терла и Марины пальцы и аппарат. Бесполезно. После нескольких попыток девушка вдруг попросил меня снова приложить палец, я приложил - "ОК". Может, для тестирования аппаратуры? Снова Марина. В этот раз они прижимали палец к окошку вдвоем, и вдруг пришла радость - "ОК". Если долго мучиться, то что-нибудь получится (c) :). Кстати, вот подумалось, почему у латышей с отпечатками наоборот. Все проверяли у нас раньше отпечатки на въезде в Шенген: что литовцы, что поляки, что венгры. А латыши ими на въезде в Терехове совсем не интересовались, а вот на выезде им стало ну вот прям важно нас идентифицировать. А если бы не смогли, оставили у себя на ПМЖ?
Белорусы пропустили быстро, только полная (или очень тепло одетая) пограничница спросила: :Что в холодильнике?" Я сказал -хлеб- и она попросила открыть. Посмотрела - там хлеб, приподняла одну упаковку, там хлеб, пожала плечами, закрывайте. В общем примерно через 20 минут после латвийского шлагбаума мы въехали в Беларусь. Нормально.
Заправка и правда оказалась недалеко, большая. Но на ней не работала оплата картами, других вариантов нам не предложили, бензина у меня немного было и мы поехали дальше. Следующая заправка поменьше, без магазина, встретилась через 10 км и на ней я уже залил полный бак. Оказалось, что даже можно было бы и поменьше, бензина этого нам хватило до Ярцево. Ну много - не мало, полный бак есть и мы поехали дальше. Дорога в целом вполне чищенная, сухая и ехать было не трудно. Только не доезжая Витебска, навигатор нас зачем-то перевёз с Р20 на Е95 через г.Городок. Зачем он так сделал, мне не понятно, но Штурман с ним согласилась. Так вот на этом переезде мы ехали по снежному накату и поэтому небыстро, от 40 до 80 км в час.
Ну а потом М1 и покатили шустрее, на пределе ненаказуемого. Москву навигатор нас провез через 3-е транспортное, обычно я это просекаю и сворачиваю сам на МКАД, но в этот раз зазевался, зато мы посмотрели на светящийся ледяной город около Поклонной горы. Народ там ходил, несмотря на 21 градус мороза за бортом. Да и проехали мы в общем-то для Москвы со свистом, останавливаясь только на светофорах. В половине девятого вечера я поставил своего львенка возле подъезда моей сестры. Круг замкнулся. Неплохое время прибытия, если учесть час разницы времени в Латвии и Москве.
Сестра с ее мужем Сергеем очень заботливые, напуганные прогнозом по морозу в 34 градуса ночью, приготовили одеяло и солдатский ватник укрыть мотор нашей машины. И я его тщательно укутал, еще и постарался щели перед радиатором позатыкать от ветра. Может градус-другой удастся сохранить, а он может стать решающим.
Сделали все это и пошли праздновать Рождество Христово :). Вкусно и долго. Мы ведь уже немного привыкли к новому времени и не клевали носами, как неделю назад.
Но завтра нам придется нагонять еще один часовой пояс.
За день проехали 835 км.
Совсем рано вставать не стали, но всё равно около 7 утра по московскому поднялись и я поплелся на улицу. Там -23, это не страшно. Раздел двигатель, он завелся, его поколбасило несколько секунд как и вчера и всё так же выровнялось. Минут 5 погрел, но оставлять в московском дворе заведённым, как в Латвии, не решился. А в 7:52 мы уже отъехали о подъезда, распрощавшись с моей гостеприимной сестрой и её не менее гостеприимном мужем. Спасибо им. Температура в дальнейшем только понемногу поднималась, обещанных около Пензы снегопадов не случилось и мы катили почти как летом, с одной остановкой за Рязанью на заправку. Почему-то сегодня было очень много фур и других длинномеров, соскучились что ли по поездкам за выходные. И через 10 часов 42 минуты, проехав 852 км со средней скоростью 80 км в час, мы подъехали к подъезду своего дома. Температура воздуха за бортом 4 градуса мороза. Без ветра, вполне комфортно.
А дома практически на "выходе с вещами" нас встретил сын Илья , у него через 3 часа поезд в Москву. Вот так и живём теперь, встречными курсами. Только и успели, что поговорить за ужином, который быстренько организовала Марина.
Каникулы на этом закончились и получились они плодотворными и запоминающимися. Пора за работу...
И коротко поездка в цифрах. За 7 дней мы проехали 3796 км по трекам навигатора. Компьютер автомобиля посчитал, что проехал немного больше. Это вполне объяснимо - не все наши перемещения были с навигатором, например, мы без него ездили по Риге, ну и никто не отменял завышения показаний спидометров у всех автомобилей. Причем, у Renault Logan это завышение было больше, порядка 10%, у Peugeot 408 меньше 5%.
Автомобиль порадовал приличным расходом для зимы и шипованной зимней резины. Ну и наша средняя скорость перемещения тоже такая же, как летом, несмотря на снег, мороз и метели. Это тоже заслуга автомобиля, позволяющего мне держать комфортную крейсерскую скорость.
Залили в бак мы 322 литра бензина и его средняя стоимость получилась 0.59 евро за литр.
Как обычно представлю табличку наших расходов в этой короткой поездке. Расходы представлены, как всегда, в евро. Если что-то тратилось в рублях, то я суммы переводил по курсу ЦБ. Практически все траты были сделаны по этому же курсу с карты "Кукуруза" за исключением уплаты наличными 20 евро в Домском соборе, покупки горячих напитков, магнитика и пряников на его площади. Дороги и парковки в этот раз у нас были бесплатными, зато освоили рижское такси и трамвай по одинаковой цене (тоже наличными).
На что истрачено | Сколько истрачено (евро) | в % к итогу |
Бензин | 189.8 | 29.4 |
Дороги, парковки, общ.транспорт. | 8.0 | 1.2 |
Жилье | 209.70 | 32.6 |
Общепит | 24.10 | 3.9 |
Продукты, напитки | 80.3 | 12.4 |
Сувениры | 10.0 | 1.5 |
Экскурсии, развлечения | 54.9 | 8.5 |
Всего в поездке | 598.1 | 92.8 |
Подготовка (страховки) | 46.0 | 7.2 |
ИТОГО | 644.10 |
Один день в поездке нам обошёлся в 85.4 евро. Если сравнить с нашей майской поездкой в Литву, то тогда один день у нас стоил 84 евро. Т.е. по стоимости поездки в эти страны примерно одинаковые, правда, мы в Литве чаще ходили в рестораны и пивные. Т.е. кажется, что Литва всё же немного дешевле.
На этом рассказ заканчиваем.
Всем Удачи на дорогах и в жизни, Успехов в намерениях!
С уважением, Сергей и Марина.