< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

 

В Боснию

 

09 августа 2022 года, вторник

 

Мы пока ещё в Венгрии. От Хевиза на хорватский полуостров Пельешац самая короткая и при этом только немного уступающая по времени платным вариантам дорога - по бесплатным трассам через Боснию. Мы так и ездили все последние годы.

Помним, что ещё в Будапеште мы решили, что будем заправляться в Венгрии до отсечки, здесь ведь такое дешёвое дизтопливо, 1.2 евро (480 форинтов). Поэтому я наметил расстояние до границы Венгрии с Хорватией с тем, чтобы недалеко от неё заправиться венгерским топливом,  и вот скоро мы  уже подъехали к заправке MOL.

На большом табло заправки гордо светились цены за дизель и 95-й бензин в 480 форинтов, я встал около колонки, снял пистолет и вижу, что на её экране совсем другая цена - 700 с чем-то форинтов, а это около 1,8 евро. Ни фига себе. Идем к кассиру, и он кое-как нам объясняет, что это как раз наша цена, а 480 фт. - это для машин на венгерских номерах и для венгров. Им он после заправки пересчитывает стоимость.

Вот так.  Вспоминаю по своей табличке цен и курсов, что, вроде как, в  Хорватии и Боснии тоже примерно такая цена топлива, ну и заливаю на все венгерские наличные деньги по дорогой цене, будь что будет, ехать-то надо.

В общем, дискриминированные и слегка подразорённые Виктором Орбаном (а точнее, не только им, не он первоисточник такой цены на топливо, он только нас дискриминировал на этих ценах), мы приехали на границу. Здесь два пункта пропуска, сначала венгерский и потом, через реку, хорватский и медленная ползучка, которая началась примерно за километр до венгерского пункта. Правда, венгры держали нас минуты три, проштамповали паспорта, и мы поползли дальше. Потом приползли к хорватам, семь минут ждали оформления от них, в основном стоя в очереди, и наконец-таки въехали в их страну. Ненадолго.

И когда мы проехали мимо первой же заправки, и я увидел стоимость дизтоплива 12.14 кун, то понял, что, может, и зря в Венгрии заправлялся, дизель в Хорватии примерно на 20 евроцентов дешевле, чем нам писал до поездки сервис IRU. Оказывается, в Европе за время нашего отдыха в Хевизе цены дизтоплива пошли вниз, а в некоторых странах, в том числе в Хорватии и Венгрии ввели государственные дотации и нерыночные стабильные цены. Но прижимистые венгры дотировали топливо адресно, только своим, а великодушные хорваты - всем. Обидно, но тут как повезёт. Вернее, можно было в Хевизе не лениться, проверить цены снова и, возможно, около десяти евро удалось бы сэкономить. Но Хевиз расслабляет :). И потом, в этой поездке нас всё время не оставляло ощущение, что мы на автомобиле в Евросоюз приехали в последний раз и поэтому к своим тратам относились как-то менее щепетильно, видимо, это разные несопоставимые реальности - нынешние траты и возможности будущих реализаций. Хотя, конечно же, и не разбрасывались, нашим тратам есть мера и она в наших кошельках. А вот у будущих возможностей, кроме наших кошельков и даже нашего здоровья, полно и других препятствий, особенно в нынешних реалиях.

И к тому же, если заправляться в Хорватии, то надо сначала как-то решать вопрос с покупкой валюты - кун, а это пока не планировалось, т.е. вся логистика не та, поэтому проехали и забыли.

Видимо, на границе зацепил как-то штекер питания навигатора в прикуривателе, он в результате не заряжался, а поскольку он у нас старый, аккумулятор у него уже вообще никакой, то и умер неожиданно для меня через полчасика. Да так ловко умер, что программа навигации забыла все мои настройки и ехать с ней было попросту невозможно. Ну и тогда почти прямо на ходу включили такую же навигацию на моём смартфоне, это мой резерв в части навигации, я прилепил его на вентиляционную решетку, и так уже с этим гаджетом и доехали до Борака. А там уже я снова восстановил мой любимый навик Lexand. У него больше экран, висит он под лобовым стеклом практически в поле моего зрения, не надо сильно переводить взгляд, а это значит, что ехать с ним мне комфортнее. Кроме того, его экран не затемняется моими поляризационными солнцезащитными очками, а вот экран смартфона  в альбомной ориентации (я к ней привык) через такие очки совсем чёрный, такое неожиданное преимущество.

Но очки мне пока и не нужны, погода так себе, небо часто затянуто облаками и не жарко....

Проскочили Хорватию, здесь с маршрутом никаких проблем, кроме бесконечной череды населённых пунктов, которые естественно снижают нашу скорость.

Снова двадцать минут потери на две границы в Градишке, сначала хорватская, потом ползучка через мост и боснийская. При этом сам процесс проверки документов проходит за секунды, просто количество проверяющих не соответствует количеству транспорта, и образовывается постоянная пробка.

В Боснии увидели, что топливо здесь ещё немного дешевле, впрочем, это привычно, всегда так было, странно, что сервис цен в этот раз меня тут подвёл.

Босния и Герцеговина

 

Навигация снова взбрыкнула неявно и зачем-то после Бани Луки провезла нас более длинной дорогой R411, через горное плато. Мы, конечно, это её решение прозевали и уехали, куда было велено. В результате покатались по серпантинам на приличной высоте.

Погода, кстати, продолжала ухудшаться, совсем прохладно, небо всё затянуто облаками, правда, они не выглядят грозовыми. Но у меня настроение немного снизило свой тонус, вот ведь, собрались в Хорватию, в свой любимый Борак, видимо, в последний раз в жизни, и ожидается такая вот погодная подстава. Но Штурман направляла на путь истинный - ничего страшного, даже если будет совсем холодно, будем просто дышать там морским воздухом и гулять по берегу и виноградникам, а вино с морскими гадами от этого хуже не станет.

Так, за раздумьями и разговорами мы приехали в г. Ябланицу, уже много раз мы его проезжали насквозь и всегда нам надо было из Ябланицы на Т-образном перекрестке ехать направо и дальше на юг, Но в этот раз нам навигатор приказал двигаться налево, на север. Марина, учёная фортелям навигатора, конечно же заартачилась, куда это мы не туда едем. Но теперь всё было правильно.

Потому что пора было останавливаться на ночлег, а у нас забронирован номер в отеле "Pansion Asim" на берегу Ябланического озера,  там, если вы помните, где нам обещали вид из номера на воду. Но до него небольшой крюк примерно в 10 км в обратную от нужной нам сторону. Едем. В поселке Острожак резкий спуск к озеру, потом переезд через воду по очень узкому и довольно длинному мосту. Забавное сооружение. Мы даже на следующий день у моста специально останавливались, чтобы зафотографировать его на память.

А после моста ещё метров триста и вот уже парковка нашего пансиона.

 

Со стороны дороги и парковки ничем не примечательное низкое здание. Но на самом деле оно всё уступами спускается с другой стороны к озеру, а парковка эта находится на уровне третьего этажа. И это было для нас очень удобно, поскольку и номер нам достался как раз на этом третьем этаже, т.е. прямо из машины в коридор и из коридора в номер, расстояние с вещами 20 метров. Наконец-то даже по брони Букинга не надо таскать сумки по лестницам.

Нас тут ждали, оплату за номер взяли в евро, так что проблема обмена евро на боснийские марки пока отпала.

Номер белый внутри и крохотный, чуть больше кровати. А санузел ещё меньше, в него даже фотоаппарат не влез :). И в санузле раковина для умывания такая, которую ставят, в общем-то, в туалетах, руки сполоснуть.

Но это практически единственный минус этого места, потому что у номера есть балкон и вид с него такой, какой мне и обещали. Мы, конечно же, сразу там уселись :).

Интернет был, подключились, снова посмотрели погоду в Бораке, прогноз Гисметео нерадостный, другие погодные информеры говорят примерно то же самое. Я снова немного расстроился, даже посмотрел, что там с погодой южнее и севернее, но везде одно и тоже, планируется похолодание и даже дожди на всем побережье Адриатики.

Ладно, утро вечера мудренее, а пока пошли в ресторанчик при отеле на ужин. Там предварительно спросили, можно ли будет оплатить наличными евро, получили согласие. В Боснии с этим вообще нет проблем, евро берут охотно, сдачу почти всегда дают своими марками, по курсу 2:1. Покупаешь что-то за 10 марок, даёшь 10 евро, получаешь сдачу 10 марок :).  Вроде как остаёшься при своих...

Ужин нам понравился, практически всегда в Боснии нас кормят вкусно и недорого. Здесь было не совсем недорого, терпимо, зато мы получили на ужин свежайшую форель, которую  сегодня выловили из этого озера и только что для нас приготовили. Очень вкусно.

Наелись прилично, после ужина захотелось прогуляться по берегу озера, было прохладно, но не холодно и прогулка в удовольствие.

 

10 августа 2022 года, среда

 

С утра выползли на балкон, показалось, что немного потеплело, полнейший штиль, но облака по-прежнему закрывают небо.

Завтрак у нас здесь включён в стоимость проживания, угощают им в том же ресторане, где мы вчера ужинали, вернее, в кафе, отгороженном от ресторана.

Принесли вкусный кофе, завтрак тоже хорош, хотя и без выбора, что дали, то и дали, но всё, что нам было надо, есть. Наелись. Только кофе маловато, я пошёл купить ещё добавку, но хозяин (он тут на раздаче на завтраке) сказал, что добавка бесплатно.

У него же обменяли немного евро на боснийские марки, чтобы можно было купить по дороге персиков и ещё чего захочется.

Хоть и берут продавцы евро, но у нас был один раз случай в наших боснийских поездках, что дедушка, продававший фрукты, взял и отказался. 

После завтрака вышли прогуляться по берегу около пансиона, а там уже практически совсем тепло. Хотя облака всё так же висят низко, но не кучевые, правда нельзя исключить того,  что из таких тоже в любой момент может посыпать дождик.

Прямо возле ресторана на берегу небольшое семейное кладбище Аликадичей, может, это семья хозяев, мы не стали выяснять. А так да, удобно, конечно.

При пансионе пришвартованы к пристани плотики с моторчиками и обеденными столами, на них желающих катают по озеру, мы вчера вечером это наблюдали, пока ели свою форель. Нам, вроде, тоже захотелось, подошли к парню, который катал народ вчера, он как раз такой плотик собрался мыть: вёдра, шланги..

Нет, говорит, не могу сейчас, через пару часов только, и мы пошли в номер собираться уезжать, два часа ждать показалось, что слишком долго.

В номере ещё раз вышли на балкон, кажется, что вот и небо голубое просматривается и солнышко сразу ощутимо греет. И Марина как-то на меня всё время посматривает и хмыкает. Что такое, говорю? И она объясняет, что очень удивляется моему нелогичному поведению, всегда в любую лужу лезу купаться, а здесь никакой инициативы. И правда, чего это я, растерялся :). Тут же влезли в купальники и бегом по лестнице вниз, к воде. Отличная водичка оказалась :).

В общем, понравилось нам тут, хорошо время провели.

Назад, к трассе через узкий мост и покатили по знакомой нам и очень красивой дороге теперь уже только на юг.

Ну или почти только.

Почему почти? Потому что обстоятельства, не зависящие от нас, сделали нашу сегодняшнюю простую дорогу довольно путанной и не такой уж и простой. Но по порядку.

Сначала всё как и всегда, ехали красиво и ровно, перед Мостаром  начались фруктовые лотки, правда, не в таких количествах, как в прошлые поездки, видимо, холодное лето сказалось-таки на урожайности фруктов. Но нам хватило, остановились около одного лотка и накупили замечательных персиков и других фруктов, всё это мало того, что вкусное, но ещё и значительно дешевле, чем у нас и чем везде. Купили в расчёте поесть в Бораке, на обратном пути снова купим, уже домой.

Ещё одно полезное дело у меня здесь было в планах. Я ещё дома посмотрел, что здесь есть официальный сервис Peugeot в Мостаре. И поскольку у нас этого уже практически не стало, я решил купить у них для нашей машины масло для следующей замены, потому что цены на нужное Total у нас стали какими-то малореальными.  Ну да, всё получилось. Зашли - можно масла купить вот такого? -  (показал картинку на телефоне), Да, можно. Стоит 95 марок за 4 литра. А за наличные  евро можно? Здесь немного помялись, может картой? Нет, картой не получится. Ну ладно, за 50 евро можно. И масло у нас в багажнике, и пятерка марок сдачи в бумажнике. А сейчас то масло уже в моторе, выполняет свои масляные функции. Так что вот, не только нам с Мариной санкционку пользовать, перепало и Лёвику в этот раз не только топливо, но и десерт.

Ну и вот до хорватской границы в Метковиче уже недалеко, километров двадцать, весело катим по гладкой дорожке по долине реки Неретвы и упираемся в хвост глухой пробки. Блин, такое уже было в Боснии у нас, причём в предыдущую поездку.

И как и тогда, постояли почти 10 минут без движения, спросили у соседей, они нам объяснили, что впереди глухая авария, которую не объедешь, и один стал разворачиваться. Ну и мы ему помахали, за тобой мол поедем, чего стоять. И  босниец нас вёз лидером, дожидался на манёврах и ехал всё время проводником. Впрочем, как и в 2018-м году.

По мосту через Неретву, потом вверх лихой серпантин, плато, приехали в Медугорье. Здесь я увидел указатели на Любушки, и наш навигатор нас туда звал. Я Любушки помню, мы как-то очень давно через этот город на водопад Кравице ездили. Вспомнил, что там тоже есть граница с Хорватией, много лет назад совсем пустая, и захотелось там попробовать перейти. Потому что в Метковиче вполне можно застрять на границе на часок, мы уже застревали как-то.

Поэтому на кольце наш добрый босниец поехал налево, а мы прямо. Я даже успел увидеть, что он притормозил там, но потом покатил дальше.

Только наш навигатор в Любушках повёз нас не туда, он нашёл какую-то совсем неправильную дорогу и мимо того самого водопада Кравице привёз нас в тупик к грунтовой дороге. И мы по ней ехать не рискнули, снова развернулись, и я просто поехал по указателям на Хорватию, не слушая воплей навигатора и возмущённых реплик ("доколе уже") моего Штурмана.

И в общем-то, как потом оказалось после изучения карт и вариантов маршрута, всё делал правильно. И мы таки приехали на практически пустую границу, две машины в очереди, нам быстро в очередной раз штампанули паспорта, таможенник для проформы спросил из окошка, не везём ли мы чего неразрешённого, вина там много или ещё чего, получил удовлетворяющий его и нас отрицательный ответ (хотя белого вина-то мы везли из Венгрии немного, бутылок пять :)), три минуты на всю границу и вот мы снова в Хорватии. Привет

 

< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

 

 

 

Besucherzahler
счетчик посещений