Но сидеть весь день у бассейна хоть и неплохо, но не вариант, и я утащил Штурмана на экскурсию в Кассис (Cassis) с прицелом на осмотр местной природной достопримечательности - каланкóв, хотя она почему-то сильно сомневалась, что туда надо ехать. Сборы недолги, сели в машину, включили навигатор и вперед.
До Марселя долетели весело, в Марселе проехали мимо холма с собором Notre Dame de la Garde - покрутили шеями. Осмотр Марселя не входил в наши планы вообще. Потом приблизились к морю и вот тут нас закрутило. Какой-то очень сложный перекресток, переходящий в кольцо из которого мне попадался только один выезд - в платный тоннель или мимо. Я проехал мимо, попадал на следующее кольцо, все съезды с кольца прикрыты кирпичами и дорожным строительством, а навигатор предлагает мне куда-то проехать, но перед глазами все время таблички PEAGE, либо кирпичи. Может, мой съезд был очень узок и я его не заметил? После нескольких маневров вернулись еще раз к исходной точке, теперь я уже еду помедленнее, проезжаю мимо тоннеля и снова тот же результат. В третий заход думаю, что может быть, кроме заезда в тоннель, есть еще какая-то узенькая полоса, мимо него и еду в том направлении. Но нет, без вариантов - мы упираемся в шлагбаум и автомат оплаты. Делать нечего, сую карту, шлагбаум открывается и мы тоннелем куда-то направляемся. Вот это и был последний случай проезда по платным дорогам Франции в 2015-м году. Истрачена в этот раз сумма в 1 евро, а всего мы за платные дороги Франции в этом году заплатили аж 5,4 евро.
Правда, ехали недолго и скоро выскочили наверх на проспект Прадо, который вел куда-то к пляжам, судя по указателям. Кроме указателей, нас встретила пробка, вызванная аварией впереди. На боку лежал микроавтобус и рядом с ним стояла с проблесковыми огнями полицейская машина. В пробке простояли минут 15 под укоризненные взгляды Штурмана. Я не только промахнулся в платный тоннель, еще и в результате оказался в пробке...
Навигатор здесь успокоился и нашел какую-то дорожку, по мнению Штурмана, неоднозначную. Но я уже ехал по его командам и скоро мы выскочили на красивую дорожку за городом, с которой было видно море. И почему-то она мне показалась похожей на хорватские трассы на Пельешаце в районе Оребича. Дорога Штурману понравилась и я был реабилитирован.
К каланкáм в принципе можно было максимально близко подъехать и потом пару километров идти по берегу пешком. Мы так и намеревались сделать, но мой мудрый Штурман решила сначала разведать обстановку в Кассисе.
Городок очень узок для машин, с очень плотным движением автомобилей и пешеходов, типично курортное место. С трудом попротискивались по улочкам в поисках приемлемого места для парковки, но не нашли не только приемлемого, но и вообще никакого. Парковки есть, но все они заняты под завязку. На кольце я увидел указатель на еще одну парковку и поехал к ней. Пришлось уехать довольно далеко, с километр. И там большая парковка за шлагбаумом, на которую уже стояла очередь из пары машин. Встали в эту очередь, минут 15 постояли, подъехали к шлагбауму, который открывался только тогда, когда закрывался соседний выездной. Из паркомата вылез талончик, я его положил в карман, машина заняла свое место, а мы уже пешком двинулись назад к центру.
По дороге нельзя было проехать мимо Карфура и не купить какого-нибудь сыра и прочих радостей жизни. Кроме того, я уже начал озадачиваться заправкой, поскольку наш бензин из Ниццы стал заканчиваться. Оказалось, что заправка возле "нашего" гипермаркета полностью автоматическая, без кассира, без возможности оплаты банкнотами и без возможности указать требуемое количество литров. Обидно... Поэтому, оценив запас топлива в полтораста километров, решил, что, может быть, еще будут варианты, мы же не собираемся завтра сидеть дома.
Потом еще успели перед ужином поплавать в бассейне. Хороший все же отель. Но у него есть одна особенность, которую заметил в свой приезд еще Комаров. Здесь отдыхали (жили, лечились?), кроме обычных туристов, люди с синдромом Дауна всех возрастов. Они часто встречались во всех коридорах, некоторые о чем то разговаривали друг с другом в уголках, некоторые просто ходили туда-сюда и здоровались со всеми, кто шел навстречу.
Они все очень забавные и какие-то беззащитные, в бассейне почти не бывают, пару парней только видели один раз и то у них синдром был выражен неярко. И Марина еще им завидовала - вот ведь, синдром синдромом, а по-французски разговаривают замечательно, а она никак не научится так говорить без всякого синдрома. Я то считаю, что Бог с ним, с французским :)...
Наверное, часть отеля спонсирует какая-нибудь медицинская организация, выкупая места для больных. И возможно, что за счет этого отелю удается держать цены на низком уровне. Конечно, море здесь не такое красивое, как в Кассисе и поселок тоже ничем не примечателен. Но лучше все же жить в нем в "нашем" отеле возле бассейна и такого моря, чем в Кассисе возле того пляжа.
Ночью был дождь, утром он прекратился, но стало довольно пасмурно, хотя пока еще тепло. Я съездил в ближайшую булочную, которую мы заприметили с вечера, за круассанами. Конечно, купаться уже не захотелось и мы сразу после завтрака стали собираться на покатушку. Немного повыбирали - Экс Прованс, Арль, Камарг и выбор пал на Арль. От Порт-Де Бука в Арль едет прямая и очень хорошая 4-х полосная дорожка N568 практически через лиманы и фруктовые сады. То и дело попадались заправки, на некоторых бензин было довольно дорогой, на некоторых намного дешевле и мы запоминали, на каких дешевле, чтобы заправиться на обратном пути на самой выгодной заправке. В Арле как-то сразу попадаешь в центральную часть, становятся видны исторические здания. Я очень удачно с бульвара Жоржа Клемансо нырнул в улицу направо от центрального проспекта и увидел в тупике среди стоящих машин пустое место (43.674041, 4.626592). Как раз для нашей машины и совершенно бесплатное. И оказалось, что мы остановились возле площади. на котором расположен офис туризма. Взяли план города с отмеченными достопримечательностями, кучу брошюрок с интересностями в округе и пошли на изучение города |
Арль (Arles) |
||
Город очень стар, в нём, известном под названием Арелат еще в 800 г д.н.э поселились лигуры, а через 700 лет его захватили уже римляне. И эта старина просматривалась тут и там в виде то каких-то развалин, то вполне хорошо сохранившейся башней. Мы не стали сразу углубляться в центральные кварталы, а по бульвару Лис прошлись до римского акрополя, посмотрели на его камни издалека, потому что билета пока покупать было неохота. Тем более, что кассирша на кассе была какая-то неулыбчивая и невежливая, совсем не французская. И пошли назад, в центр. На бульваре встретился французский туалет с двумя полуоткрытыми кабинками, видимо "М" и "Ж". Ну или из которого ноги не торчат, то и твоё.
|
||
Если идешь к центру Арля, то практически все дороги ведут к римскому амфитеатру 1-го века н.э. Это сооружение даже снаружи впечатляет своим размахом, особенно когда осознаешь, сколько ему лет. Тут мы решили денег не экономить, немного постояли в очереди и купили билеты на вход по 6.5 евро за штуку. Внутри амфитеатр еще больше, чем снаружи :), при этом чувствуется, что он живой - здесь до сих пор идут представления и в основном корриды. Мы с удовольствием полазили везде, где можно было полазить, походили по таинственным и запутанным коридорам нижних помещений, посидели на каменных скамьях, пытаясь почувствовать себя римлянами. Почувствовать не получилось, поэтому пошли смотреть город дальше. А дальше - как всегда в старинных французских городках - это узкие улочки и какие-то невероятные инсталляции, площади и церкви.
|
||
Билет в амфитеатр включал в качестве бонуса еще посещение римского театра, построенного практически одновременно с амфитеатром. Здесь уже точно почти одни развалины, хотя видно, что и здесь проходят какие-то представления. | ||
Начала портиться погода, небо затянулось и стал сеять почти непрерывный мелкий дождь, но пока еще терпимый. Но когда мы подошли к ратуше, то дождь усилился и стало уже некомфортно. Я оставил Марину исследовать площадь около ратуши, а сам быстренько сходил к машине за зонтами, которые мы, конечно же, там оставили. Благо до машины минут 15 быстрым шагом. Но за эти минуты я успел уже промокнуть так, что пришлось вытирать голову полотенцем. А когда вернулся к Марине, то дождь сначала утих, а потом совсем прекратился, хотя в результате значительно похолодало, сразу градусов на десять. И гулять стало совсем не жарко.
Нам довольно сильно не повезло, в городе шел какой-то то ли месячник, то ли недельник фотографий и во всех соборах и церквях были установлены экспозиции и организован платный вход. Можно было бы где-то вначале, может в том же туринфо, купить общие билеты для посещения их всех, но нам никто не предложил и теперь на каждом входе нам преграждали путь строгие контролеры и мы отступали. Поэтому этот город мы осматривали архитектурно только снаружи, а изнутри только магазинчики.
|
||
Здесь, кстати, продают замечательные фаянсовые статуэтки - игрушечные изображения французской жизни, но купить что-то нам было не по карману, уж очень они дороги, получилось только посмотреть и сфотографировать. Ну и конечно, везде Прованс - травы и всевозможные изделия с фиолетовыми оттенками
|
||
Весь город пронизан не только или даже не столько римлянами, сколько Ван Гогом. Известно, что самое продуктивное время у него было как раз во время его проживания в Арле. Поэтому везде указатели на все, что связано с его именем, и мы не могли не приобщиться и в результате хождений выбрели на площадь Форум с кафе, изображенным Ван Гогом на картине "Ночная терраса кафе". Потом мы еще побродили по улицам, наткнулись на развалины термов императора Константина, еще побродили и решили, что все про Арль нам понятно и пора ехать дальше.
|
||
Куда дальше? Погода значительно ухудшилась, похолодало и смотреть фламинго в Камарге не хотелось, да и видели мы уже фламинго в других местах (несколько штук паслось как-то в парке Floral под Орлеаном :))
Полистали брошюрки и выбор пал на два объекта, которые были более-менее по пути и недалеко. Это аббатство Монмажур (Abbaye de Montmajour) и деревня Ле бо де Прованс (Les Baux de Provence), которая описывалась как одна из самых красивых деревень Прованса. Кроме того, в Ле Бо нам рекламировалось визуально-медийное представление в шахтах Carrières de Lumières, на котором в этом году представлялись картины Да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Шагала...
Аббатство Монмажур (Abbaye de Montmajour), акведук Et moulins de Barbegal и деревня Ле бо де Прованс (Les Baux de Provence) |
||
До аббатства долетели быстро, оно возвышалась справа внушительными мрачными стенами. Парковка напротив, на грунте и бесплатная, но почти вся занята. Правда, в результате нашлось узкое местечко под кустом. Настолько похолодало, что пришлось натянуть куртки. Аббатство 10-го века, так подробно представленное в рассказе Яночкиных, мы решили осмотреть только снаружи. Аббатство уже давно прекратило свои прямые функции (в 18-м веке) и теперь служит только туристам.
|
||
Потом поехали в сторону Ле Бо, но вдруг увидели коричневый указатель на римский акведук (La meunerie hydraulique et les aqueducs romains de Barbegal) и взяли да и завернули на стрелку. Мы думали, что это рядом, но крючок получился приличный, километров в двадцать. Акведук в 300 метрах от дороги, от него остались практически только следы, несколько колонн и перемычек. Тем не менее, деятельность римлян впечатляет. | ||
Дальше поехали так, как нам советовал навигатор, но через пяток километров дорога сначала стала ухудшаться, потом она превратилась в щебеночную и Штурман запротестовала. Я развернулся и мы поехали назад, вернее, не совсем назад, а до приличной на взгляд Штурмана отворотки в сторону Ле Бо. Местность стала вдруг меняться, до этого плоский ландшафт стал гористым, появились небольшие холмы и скалы. И тут же мы приехали. На подъезде к деревне Ле бо де Прованс (Les Baux de Provence) от развилки между самой Ле Бо и карьером с выставкой установлены паркоматы, до развилки их нет, и здесь мы поставили свою машину. Немного поколебались, куда идти - в старину или на шоу и пошли в сторону старинного поселения - в гору. Старая деревня Ле Бо несомненно достойна посещения. Ее старинные улочки буквально завораживают и хочется по ним ходить и ходить. Все тут как из сказки, и я бы нисколько не удивился, встретив здесь какого-нибудь трубадура. Поселение появилось на скале еще во времена кельтов, т.е давно до нашей эры. Потом наверху скалы сеньоры де Бо воздвигли цитадель, развалины которой можно посетить (мы не пошли). А развалил цитадель кардинал Ришелье (не сам, конечно, а по его указанию). Ну еще можно упомянуть, что минерал боксит назван так, потому что его нашли впервые здесь в 1822 году. Пока мы ходили по улочкам и сувенирным магазинчикам, небо совсем потемнело и вдруг хлынул сильный дождь. И мы под дождем побежали назад. У нас был с собой только один зонт и пришлось спасаться от ливня в магазинчике под стеной. Зато купили себе на память постер из Прованса, который теперь радует глаз в спальне и еще провансальскую разделочную доску, на которой мы теперь режем сыр. Вот и польза от дождя. Но пока шел дождь, пока покупались покупки, время шло себе и шло. И к машине мы подошли около шести часов вечера. И идти на шоу в карьере было уже поздно. Поэтому мы сели в машину, включили обогреватель и поехали домой. Штурман ворчала, что много времени провели в Арле, вместо того, чтобы ехать дальше, и сейчас еще продолжает вспоминать эту упущенную возможность приобщиться к прекрасному.
|
||
По дороге подъехали к отмеченной нами дешевой заправке и оказалось, что она автоматическая. Покатили дальше, подъехали еще к одной и там такой же результат. Какие-то проблемы у нас в этом году с заправками...
Я решил, что заправлю машину завтра утром в заправке Карфура, пусть бак будет максимально пуст, чтобы поменьше у нас заблокировалось "лишнего" бензина в автомате.
Погода опять поменялась, небо очистилось и немного потеплело. Но в бассейн мы все равно не пошли.
Вместо этого Марина приготовила вкусную паэлью, кроме того еще была замечательная французская дыня, сыр и вино. Конечно же, с багетом. Почему-то паэлья совсем не противоречила красному вину и было вкусно ее и есть и запивать.
День закончился, в окрестностях Порт-де-Бука мы накатали 301км.