И через полчаса уже подрулили к магазину "Pivac". Тут очередь к кассе, встали в нее и, когда дошло до нас, то стали объяснять проблему продавцу, мужчине средних лет, чек ему показали, где вместо одной бутылки минеральной воды указано 14. Он разволновался - это я был? Нет, не ты, другие были продавцы, все до одного другие. И покупатели другие, только мы остались те.
Подошла женщина, которая до этого порядок наводила на полках, английский понимает, похоже, что если не хозяйка, то главная тут. Спросила, в чём проблема, посмотрела на чек и тут же продавцу - вернуть. И он нам достал наличные куны из кассы и все отдал до липочки... Вот так вот. А Иво говорил, Средиземноморье..., жулики... Честнейшие люди :). На самом деле, было очень похоже на машинальную ошибку, ведь 14 - это две цифры на кассовом аппарате одна под другой, нажались, видимо, обе, ну нам так хотелось думать. Хорошо, что в этом порядке понажимались, а то бы в кассе для нас денег не хватило :)
Вот и всё с этим казусом, жизнь начала налаживаться.
И мы на радостях тут же все новые куны в этом магазине и потратили, купили того и сего, и получилось все это как бы бесплатно :). Хотели тут купить пршута, если помните, в Оребиче он нам не достался, и надо же - и тут только ценники, товара нет. Что за дефицит такой, даже забеспокоились...
Сегодня у нас перегон по мнению навигатора на 6 часов, на часах около 12. А у нас в сегодняшней брони приписка, примерно такая: "Внимание, после 18 часов подъехать к отелю будет невозможно, улица станет пешеходной, планируйте свой приезд с учетом этой информации". Т.е. у нас снова наблюдается цейтнот с учетом нескольких пересечений границ.
Перед Неумом на боснийскую границу очередь, правда, небольшая. Все равно минут 15 потеряли на ней, а вот потом почти от границы до центра города ползучая пробка, вызванная неудачным светофором на центральном перекрестке Неума, на ней потеряно полчаса. Не очень хорошее начало. Но зато мы смогли из этой пробки высмотреть небольшое место для парковки у магазина Supermercato и затарились в нем, наконец-то, хорватским пршутом. Для этого надо было выехать в Боснию, здесь дефицита хорватских продуктов нет :).
И я решил не рисковать с временем, мы же помним, что неделю назад на границе в Метковиче нам навстречу стояла пробка на пару часов, поэтому мы на этом злополучном светофоре уезжаем от побережья направо и вверх в горы, на Хутово. Марина заранее съежилась в ожидании плохой дороги. Но проехали ведь три года назад и сейчас проедем.
На самом деле все стало намного лучше. От самого Неума дорога отремонтирована, а потом мы выехали вообще на новенькую трассу и ехали по ней километров 10, почти автобан, навигатор его не знал, рисовал нам чистое поле. Здесь боснийцы развернули приличную дорожную стройку, чтобы, значит, их граждане могли приехать на море по хорошей дороге, минуя Хорватию. Ну а потом осталось километров 30, да, дорожка так себе, но ничего. Её, как мне кажется, немного расширили, сделали обочины более гладкими и разъезжались мы со встречными совершенно спокойно, без боязни прорезать острыми краями дорожного покрытия колесную резину.
В общем, довольно быстро мы выехали на основную трассу M6 на Мостар, а дальше у нас до Ябланицы проверенная гладкая дорожка по берегу Неретвы. Теперь бы уже я и не раздумывал, поехал только так и туда, и обратно.
Да, забыл сказать, что едем мы сегодня в боснийский старинный город Яйце (Jajce), там у нас ночевка, как мы понимаем, в самом центре его исторической части.
По дороге остановились у дорожной продажи фруктов, сегодня Марина выбрала другого продавца, не стали того дожидаться, снова купили персиков, слив, груш. И снова все очень дешево, правда, немного все же подороже, чем в прошлый раз. Но зато персики крупнее и еще красивее :)
Персики мы выложили в коробку из под зимних женских сапог, в ней раньше ехали энгельсские помидоры, уже успешно съеденные, коробку разместили на заднем сиденье, чтобы помягче было, меньше будут они биться друг об друга и о стенки, да и прохладнее в салоне, чем в багажнике.
К тому же, насколько приятнее ехать в персиковом аромате :).
После Ябланицы, через центр которой мы сегодня проехали, дорога стала похуже, особенно в начале, да плюс еще и серпантины появились.
Но потом покрытие снова выгладилось, и мы просто ехали, посматривая на часы и планируемое навигатором время приезда, пока мы успевали с запасом минут в десять.
Догнали караванчик, впереди нас серебристая Тойота, я за ней. Пару раз появлялась возможность короткого обгона, но Штурман не разрешила. Так и ехал за ней в хвосте каравана. А когда доехали до Яйце, то и эта Тойота встала перед нами в левый поворот по мосту через реку Врбас, туда же, куда и мы, город на противоположном берегу от трассы. Но потом наш навигатор повез нас в центр, а Тойота поехала куда-то прямо, там впереди вроде кольцевой перекресток. А мы по берегу реки заехали прямо в толпу туристов и начали продвигаться в этой толпе через ряд сувенирных киосков, Марина даже забеспокоилась - а нам можно сюда? Но, во-первых, я знака запрета не видел, во-вторых, тут толкались и другие машины, правда, немного, в-третьих, навигатор нас уверенно вел дальше, обещая через 100 метров поворот и еще через 200 метров уже и отель.
Ну вот он, поворот, на мост через реку Плива. Только мост оказался пешеходным и проезд через него закрыт каменными столбиками. Обманул нас навигатор, разворачиваюсь, и он как ни в чем не бывало тут же предлагает выехать из этой толчеи - и там дальше будет кольцо, а с него съезд... Как будто и не предлагал только что совсем другой дороги.
Напомню, что боснийская марка примерно равна половине евро. Сами боснийцы так вообще и считают - один евро равен двум маркам. Так евро принимают и так дают сдачу.
Была заминка с оплатой, оказалось, что картой нельзя оплатить, нужны наличные, но евро можно. А у нас полсотенная евробумажка, и сдачи с нее марками многовато. Нам их особо и девать-то некуда.. Девушка бегала, бегала, но так и не нашла разменных евро на сдачу и пришлось нам соглашаться на марки, тем более, что я вспомнил, что нам еще заправиться в этой стране надо, так что все нормально.
Ужин понравился и по вкусу, и по цене :). Единственное, о чем немного жалеем, это то, что не стали заказывать чевапчичи, потом почитали, что это их фирменное блюдо, и они в этом ресторане лучшие в городе. Ну и ладно.
Сегодняшний поход для Марины уже был большой победой, поэтому мы потихоньку дотопали до номера, там еще посидели немного с фруктами и вином. День получился неплохим.
Проехали 302 км.
Завтрак в отеле все в том же вестибюле\ресторане со стеклянным полом, сочетание шведского стола и омлета или яичницы на выбор, которую приносит хозяин, никакой ветчины или подобного продукта из свинины. Кофе вроде бы как только растворимый или чай... Но я подумал, как же так, в Боснии и растворимый кофе. Спросил у хозяина, и он тут же нам принес по чашечке вкусного настоящего ароматного эспрессо, конечно же со стаканчиком холодной воды и как потом оказалось, без дополнительной оплаты.
У нас выезд до 12, поэтому сразу после завтрака пошли смотреть город.
Перед тем как смотреть, наверное, надо коротко познакомиться с его историей. А она у города Jajce (Яйце, название произошло именно от слова "яйцо") богатая и долгая, началась еще в 1396-м году.
Начнем с того, что после его основания это была одна из боснийских королевских столиц, причем иногда, особенно в конце существования Боснийского королевства, главной. Здесь жил, короновался и был казнен турками в 1463-м году последний король Боснии Степан Томашевич Котроманич. Тогда турки город захватили, но не смогли его удержать, отступили и заняли его окончательно и надолго в 1527-м году, отвоевав уже у венгров. И правили здесь практически до конца существования на Балканах Османской империи, т.е. до начала 19-го века. Понятно, что такой долгий период привел к изменениям в религии и архитектуре, собственно, как и во всей южной Боснии.
В декабре 1943 г. в г.Яйце состоялось второе заседание Антифашистского вече народного освобождения Югославии (АВНОЮ), которое создало временное правительство республики Югославия и одобрила основы ее Конституции.
Потом было затишье в событиях до начала современной Балканской войны. И тогда здесь происходили ожесточенные бои между хорватами, боснийцами и сербами в разных комбинациях, здесь был центр одной из основных операций "Врбас-92" той ужасной, наполненной взаимными военными преступлениями войны.
В ходе этих боев была полностью разрушена главная мечеть города Эсме Султании, которая в недавние годы была выстроена практически заново, в точности повторив исторический облик мечети 1750-го года. Стройка ещё завершается, по крайней мере окружающую ее территорию доделывают почти круглосуточно, мы это знаем, потому что наш отель-то напротив...
Мы и вышли из дверей отеля прямо к этой мечети. Налево и в гору булыжная улица вела к основным достопримечательностям: церкви Св.Марии, башне "Медведь", катакомбам, и еще выше расположена городская крепость. Мы решили потихоньку дойти до катакомб, а там решить, сможет ли Марина посмотреть еще и крепость. Кстати, идти по этим булыжникам ей было непросто, по-моему, временами реально больно. Но дошли. Здесь касса и можно купить билеты на всё, вход в катакомбы и в крепость. Марина говорит: "Покупай, дойду"... Купили, не помню сколько стоили билеты, но недорого. Тут собраны три достопримечательности: сначала высокая башня-колокольня Св. Луки , примыкающая к остаткам церкви Св.Марии (12-13 в.), вернее, к ее стенам, больше ничего от церкви и не осталось. Здесь, кстати, как раз и короновался последний король Боснии Степан Томашевич. |
||
Чуть дальше катакомбы, в них мы спустились через низкий лаз, почти в половину нашего роста. Правильнее, видимо, назвать их подземной церковью, она была вытесана в скале по приказу основателя города и первоначально предполагалось, что это будет склеп. Но никого здесь так и не похоронили. Не известно, совершались ли здесь церковные обряды или служения, церковь в результате так и не достроилась, хотя изображение креста в наличии, а вот Иосип Броз Тито тут прятался во время Второй Мировой и про это есть памятная доска. Может, поэтому в городе и состоялось то самое собрание АВНОЮ в декабре 1943-го года. Скорее всего, так.
|
||
Потом заглянули в очень солидную башню "Медведь", по сведениям, у нее толщина стен до 6 метров. Раньше попасть в нее можно было только через высоко расположенный вход по веревочной лестнице, которую оттуда спускали при необходимости, т.е. это было очень солидно защищенное укрепление. Интересно только, как туда попал первый защитник с лестничным мотком. Потом, когда войны стали заканчиваться, пробили вход и внизу. Наверное, для нас. |
||
Ну, а оттуда мы потихоньку потопали наверх, на холм, к Цитадели, туда вели асфальтовые дорожки, и Марине было идти легче. У входа в крепость тоже есть касса, так что билеты для ее посещения можно было купить и здесь. Парадный вход, над которым сохранился герб Боснийского королевства, давно заложен для дополнительного укрепления, поэтому теперь вход в крепость через небольшую дверку с прикольной табличкой на ней. Значит, все же постреливают здесь :). Виды, которые отсюда открываются, полностью оправдывают и билеты, и наши старания по подъему. Очень красиво. Ну и конечно же, как и везде, в этой крепости дают рыцарские представления - видны их атрибуты. Видимо, и из луков стреляют, и все остальное делают, что положено.
|
||
Но, слава Богу, сейчас тут никаких артистов не было, кроме опять же собак. Одна из них подбежала к нам и весело сопровождала, бегая прямо по краю отвесных крепостных стен. Яйце - город собак :) Насмотрелись и назад. Еще можно было бы пройтись по городской стене от одних ворот до других, пешком сходить к еще одной, если не основной городской достопримечательности - Пливскому водопаду по тому самому пешеходному мосту со столбиками. Но мы на сегодня Маринин резерв на пешие прогулки выбрали, поэтому решили по стенам уже не лазить, а к водопаду заехать на машине по пути на выезд из города. Это как раз на ту самую площадку с киосками, где мы вчера толкались, пытаясь проехать по пешеходному мосту.
|
||
А пока расплатились с отелем (тут карты принимают), и я притащил вещи к машине. И Бог ты мой, оказалось, что большое дерево над ней плодоносящее, обильно усыпанное темными мелкими ягодами, может, бузина или черная рябина, которыми оно так же обильно посыпало нашу машину и каждая ягодка либо прилепилась своим красным соком к машине, либо просто ее измазала и отскочила. Т.е. вся наша прежде серебристая машина, густо облепленная ягодками, стала красновеснушчатой... :(
Вот же ж, надо было вчера этих китайцев (или японцев) на Тойоте всё же обогнать. Правда, они уже освободили свое место, я перегнал туда нашу страдалицу, отправил Марину в соседний магазинчик провести время, а сам достал пакет влажных салфеток и тряпки и начал хоть как-то приводить машину в порядок. Хорошо хоть, что эти следы оттирались, правда, не с первого движения. Полчаса примерно тер я машину, и она стала немного похожа на себя. Хозяин отеля пару раз прошел мимо и сочувственно качал головой, не повезло, типа....
Ну ладно, протер, усадил Штурмана, и мы поехали дальше. На выезде завернули к уже знакомой нам площадке с сувенирными ларьками, но она сейчас перекрыта, поэтому машину оставили рядом на парковке, для нас нашлось бесплатное место возле автобусной станции. По-крайней мере, парковщики к нам не стали подлетать, спокойно разговаривали в сторонке.
Пливский водопад образован водами реки Пливы, которая так впадает в Врбас. Тут две реки соединяются. Водопад молодой, ему около 50 тысяч лет, образовался из-за того, что река понемногу размыла дно и обрушилась скала. Водопад в процессе жизни не раз пытался себя снова преобразовать, пока его не укрепили бетоном. Для этого на время воду Пливы отводили в резервное русло. Посмотреть на водопад можно бесплатно со специальной обзорной площадки, а если захочется подойти поближе, к его низу, туда, где сделана нижняя обзорная площадка, то надо покупать билеты. По-моему, за 2 марки. Эти билеты давали право еще и провести время в парке около реки. Но времени и возможности у нас не было, ограничились бесплатным обзором сверху. Красиво, правда, как раз подкатила куча средневозрастных активных туристок - женщин из автобуса - и пришлось немного подождать, пока они перестанут суетиться, друг друга фотографировать и сэлфить. Дождались. Боснийцы заявляют, что у них единственный в мире водопад в центре города, но мы с вами знаем, что это не так. Есть еще водопад в греческой Эдессе, только он еще моложе, и, как мне кажется, более мощный. Ну то, что в Эдессе водопад выше - это точно.
|
|
На этом город Яйце для нас закончился. Интересный город, наполненный историей и достопримечательностями. Можно было бы еще тут посетить Пливские озера, комплекс водяных старинных мельничек, но на это уже времени не хватало, потому что ехать сегодня 360 км и я надеялся успеть поплавать в озере Хевиз. А для этого надо было приехать туда до 17 часов дня, что становилось довольно трудным делом, судя по мнению нашего навигатора.
Границу с Хорватией нам по маршруту намечено переходить в Градишке. Тут мы израсходовали вчерашние марки на топливо, в принципе, нам его должно хватить до Польши. Снова бак не был пуст, заправлялись просто по цене, ну и боснийские марки сбросить.
Граница здесь самая тупая из всех пересечений в этом году, ну, может, в Домачево хуже, но там привычно. Сначала боснийская часть, до моста через реку. Машин много, все собираются на одной улочке в длинную пробку.
Мы ползли по ней, толкаясь с другими полчаса до границы, на которой никто ничего не проверял. Просто глянули в паспорта, шлепнули штампы и дальше. Потом в одну нитку длинный мост через реку Сова к хорватам. У них очередь из одной нитки разъезжается в три ручья в три кабинки, но как-то все медленно. И снова нам просто шлеп-шлеп - и мы в Хорватии через 50 минут после приезда на границу. Жуть какая-то. Нагонял, нагонял я время и вот раз - и все понапрасну, все вернулось к исходному. С другой стороны, если бы не нагонял, то вернулось бы не к исходному, а в завтра :).
В Хорватии по этому маршруту после границы непрерывная череда населенных пунктов, два часа мы ехали не быстрее 60 км в час, потом стали иногда разгоняться. Непрерывная населенка приносила еще некоторые неудобства, и только после Grubišno Polje мы смогли найти местечко остановиться и размять ноги. Правда, заодно попалась богатая заросль крупной лесной ежевики и, конечно, мы ее налопались...
Потом разогнались, но ненадолго, приехали на следующую, на сегодня последнюю границу в Барче.
Сначала хорватская, я Штурману говорю - тут обычно нам просто машут, проезжай и все. Тем более, что на границе и машин-то нет, одна перед нами. Подъехали к окошку, отдали хорвату паспорта и... встали. Ну не знаю, что он там делал с ними, но почти 15 минут он так и сяк вертел наши паспорта, то ли видел впервые, то ли что. Он вертел, мы стояли, мы стояли, он вертел. Повертел, попросил страховку, её начал вертеть.
И потом стук-стук, поезжайте, видимо, всё же нашел, что искал.
Ну, думаю, уж если хорваты так трудно пропускают, то что там сердитые венгры, вообще, небось, до утра продержат.,,
А "сердитые" венгры сегодня совсем такими не были, наоборот, улыбались, шесть минут - и мы поехали дальше. Даже наши отпечатки не потребовались, так пустили в Шенген, как своих :).