< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

Пятигорск

19 августа, среда

Обратно в город навигатор нас провел почему-то по-другому, по отличной дороге, новой 4-х полоске с разрешённой 110 на её значительном участке. Странно, почему утром по ней не ехали, утром нас навигатор протащил по рынкам, местами было довольно тесно и не быстро. Самообучающийся искусственный интеллект, похоже. Сервиса пробок у нас на нашем старом навике нет, карты те же, по идее,  дорога должна быть выбрана одна и та же. Так нет. Но мы не против, в сумерках полетели по трассе и вкатили в город.

Отель у нас не в центре, а скорее даже, в лесу. Это мы его выбрали по рассказу Сергея Никифорова, он здесь ночевал в июне и ему понравилось. Отель называется "Затерянный рай у Машука", и снова бронирование мы делали через Booking. Насчет рая мы ещё проверим, а то, что объект затерянный - это стало понятно сразу. Мы въехали в лесистый парк, на мой взгляд, тут вот-вот начнётся парковая зона. По крайней мере, мы проехали через её парковку, впереди замаячил закрытый шлагбаум с пустой будкой, и дорога ныряла дальше под него и под знак "Пешеходная дорожка".

Пятигорск

И когда мы в этот шлагбаум практически упёрлись, навигатор нам уверенно сказал - сворачивай налево.

Там узкая дорожка вниз под арку, на которой для неверящих написано название нашего отеля. Но это ещё был не отель, надо было проехать дальше сто метров, только потом открытые ворота - и мы на месте.

Отель устроен по коттеджному типу. Большой двор со светлыми одноэтажными капитальными домами, только в глубине одно двухэтажное здание с рестораном. Тут же парковка, рядом зона отдыха с очень небольшим бассейном, но с лежаками и беседками вокруг, в одной из беседок плотно сидела компания за накрытым столом.

Рецепция демократично устроилась прямо в будке у охранника. Как оказалось, немного неожиданно для нас, у нас был забронирован двухкомнатный люкс. И правда, излишне большой двухкомнатный номер с гостиной и двумя санузлами. Ну да ладно, поживём в просторе. Потом я вспомнил, что на наши даты другого варианта и не было, а этот зато был с приличной скидкой.

Марина не решилась, потому что на улице стало свежеть, а я всё равно побежал пробовать бассейн. Ну как бассейн, скорее, большая ванная :). Но одному тут вполне можно и поплавать, вода немного подогретая, градусов до 26-27. И не холодно, и не жарко. А за это время Марина организовала ужин из того, что у нас всё никак не заканчивалось, плюс наши замечательные сладкие помидоры. Да мы ещё и моцареллу где-то купили, оказывается :).

20 августа, четверг

Утром до завтрака я снова сбегал к бассейну и немного поплавал, благо слово "сбегал" чисто условное, от двери нашего номера до бассейна от силы метров двадцать. Правда, пришлось минут пять подождать, пока в этой ванной нафыркается другой такой же любитель освежиться с утра.

Завтраком кормили в открытом кафе,  снова по меню, но слава Богу, не надо было делать заказ с вечера. Но тоже блюда по секциям, что-то из одной, что-то из другой, и наборы эти не всегда логичны, например, либо сырники, либо яичница, зато те же сырники и вареники с творогом или картошкой пожалуйста. Ну мне-то просто, заказал яичницу и салат и нормально, а вот Марина всё сомневалась. В результате ей принесли вместо вареников с картошкой вареники с творогом, а вместо сырников блинчики. Запутала она официантов. И пришлось им менять заказ. Правда, мы по варенику уже съели, а как иначе понять, с чем они, а вот блинчики попробовать не успели :). Кофе только американо, одна чашка, дальше за дополнительную плату, 50 рублей чашечка. Ну в общем-то, недорого.

Но честно говоря, здесь завтрак уже был повкуснее, чем в железноводском "Рафаэле", хотя бы не холодные "диетические" котлеты. Ну и кофе всё же не растворимый. В общем-то, нормально, только официант на нас поглядывал немного обиженно за вареники. Ну что же, работа такая.

Кофе добавить у нас было по плану в городе во время прогулки, поэтому быстренько собрались и потопали. Правда, нам охранник, добрый человек, посоветовал машину переставить на день за пределы двора, там в 50-ти метрах общественная парковка и на ней устроены навесы, а наш двор весь залит солнцем, и только после обеда ожидалась тень от соседних сосен. Переставили, а чего ей жариться, мы-то пешком сегодня.

Правда, сначала потупили немного, куда идти. То ли в лес по пешеходной дорожке под шлагбаум вчерашний налево, то ли направо, откуда приехали. Потом по карте посмотрели ближайшую достопримечательность, а это место дуэли М.Ю. Лермонтова, и потопали туда, направо, идти метров триста.

На поляне, где предположительно в 1841-м году состоялась дуэль Лермонтова и Мартынова, установлены стела и обелиск с бронзовым бюстом поэта.  Весь этот комплекс принял окончательный на сегодня вид в 1915-м году, а до этого постоянно строился и переделывался.

Отсюда по склону Машука идёт дорожка, тоже видимо терренкур, судя по карте, она нас должна была привести к основным достопримечательностям города.

И мы по ней и пошли. Действительно, дорожка провела нас до непримечательной Поляны Песен, зато сразу за ней нам открылся вчерашний знакомец, хозяин Кавказа Эльбрус. Привет, давно не виделись!

Рядом обзорная площадка, "Ворота Солнца или\и Любви". Хорошая рамка для Эльбруса и моей любимой женщины.

С этой обзорной площадки очень хорошо видна гора Бештау, которая своими пятью вершинами и дала название городу.

Отсюда, кстати, можно подняться пешком вверх на Машук, но мы предпочли наоборот, спуститься. Вверх можно было поехать на подъёмнике, это тоже местная достопримечательность, и мы к нему как раз и пошли мимо уникального, если верить табличке, портрета В.И, Ленину.

Долго рассматривали портрет...

Станцию подъёмника нашли быстро, что её искать, вагончики на тросах дают направление. Но подниматься снова не стали. Потом... А пока пошли искать парк "Цветник". Кстати, довольно жарко, а соседний с подъёмником бювет №4 закрыт. То ли из-за ремонта в парке, то ли из-за эпидемии. Но немного прошли примерно в нужном направлении, и оп - бювет №1. Снова пришлось покупать стаканчики, попробовали воду.  Мне понравилась, может, просто пить хотелось.

Справа заметили светлый белокаменный  Спасский собор (1867) с золотыми куполами. Мне он напомнил Успенский собор во Владимире, правда, тут нет колокольни, ну и, конечно же, Успенский собор впечатляет сильнее, да и история его несравнимо богаче. Прежде чем идти к собору, я увидел стрелку на турбюро. Обошли собор, зашли внутрь и потом пошли по стрелке искать обещанное турбюро. В результате мы протопали лишних пару километров. Если бы пошли дальше за собор, направо, то маршрут был бы более гладким и правильным. Но мне хотелось получить туристический план города, чтобы нагляднее представлять себе расположение объектов.  К собору нам ещё придётся вернуться.

А пока шли и шли в указанном направлении и никакого туринфо не было. Даже в киоске по продаже экскурсий женщина про такое не слышала, может, ещё не организовали сервис, пока только стрелку поставили. Вот у женщины этой мы и купили за 50 рублей карту города. И заодно оказались возле местной Питьевой Галереи, зашли, попили :).

И следующий результат нашего пешего маневра - мы попали в искомый парк "Цветник" с бокового входа вместо центрального. Парк существует, страшно сказать, с 1828-го года, постепенно становясь центром местной курортной жизни. Ну да, цветы и клумбы, радость для Марины, да и мне есть на что приятно посмотреть.

А ведь сначала здесь было болото, образованное стекающими водами, неприглядное и, наверное, с соответствующими запахами.

Дополнительно украшает парк Лермонтовская галерея, изящное здание, в настоящий момент закрытое. Это сестра Пушкинской галереи в Железноводске, обе они построены из металлических конструкций, купленных властями на Нижегородской ярмарке. Здешняя галерея была собрана к 60-летней годовщине гибели Лермонтова, вот поэтому её и назвали в его честь.

Около кофейни Гукасова грустил Киса Воробьянинов, видимо, потому что кофейня оказалась тоже закрытой и нам не удалось выпить кофе здесь. Кстати, про Кису, ну вот не здесь же его учил Остап просить милостыню, И не здесь он её, обучившись, в результате просил, по версии фильма Л.Гайдая, в Ессентуках же это происходило, возле грязелечебницы Семашко. Туда бы и переставить Кису или второго, правильного, там поставить для справедливости ...

Ну они там переносились, как могли, мы тоже потом побываем в Ессентуках, а сейчас нам пора попить кофе. С этим у Штурмана строго, чуть немного зазеваешься и оп, станет поздно.

Я Марине говорю: "Вон там переход через улицу и  какое-то заведение". Идём туда, а это кафе "Печорин", в котором многие путеводители советуют позавтракать в Пятигорске в качестве специального экскурсионного мероприятия. Ну что же :)...

И оказалось, что не зря мы сюда зашли: и кофе, и десерт были вкусны, хотя, конечно, не сказать, что дёшевы.

И кроме того, после кофе мы удачно и почти сразу вышли к холму, на котором установлен памятник Лермонтову, и оттуда открыточный вид на этот памятник и Спасский собор.

Это, кстати, первый памятник Лермонтову, установленный в России. Случилось это 16 августа 1889 года, памятник установлен на пожертвования, собранные с разрешения императора Александра II-го.

Здесь и лавочки удачно стоят и никого, и мы не могли себе отказать в удовольствии посидеть и полюбоваться на окружающее.

Но мы, вообще-то, искали не этот вид. В отеле в изголовье  кровати висела фотография, мы ей заинтересовались. На ней был изображен фонтан почти в стиле Гауди,  Интернет нам рассказал, что это фонтан "Деды", он же "Гномы", он же "Сказка". Второе название официальное, первое народное, статус третьего выяснить не удалось.

Фонтан на этом месте появился в 1901-м году, назывался "Великан" из-за большой высоты струи, но фактически представлял собой просто трубу с этой струёй. А в 1910-м он был перестроен и получил нынешний вид композиции из статуй гномов в гротах. Во время ВОВ фонтан сильно пострадал и был полностью восстановлен только десять лет назад, к 350-летию города. Честно говоря, вблизи фонтан нам показался менее интересным, чем на фотографиях. Но всё равно... Обошли фонтан вокруг.

Практически все остальные городские объекты "маст си" расположены около Машука, и мы снова вернулись в парк "Цветник", зашли теперь в него с парадного входа, посмотрели снаружи на Ермоловские ванны. Здание в виде креста (это видно только сверху), построено здесь взамен деревянного (которое располагалось совсем в другом месте) в 1874-и году и получило своё имя в честь генерала Ермолова, активно занимавшегося в своё время благоустройством города.

И ещё раз взглянув с другого ракурса на парк и галерею Лермонтова, мы притопали к гроту Дианы.

Оказывается, изначально ни о какой Диане речи не шло, а грот делали в честь Эльбруса и его покорителей. Сооружён он был в 1831-м году и после окончания строительства переименован в честь богини Дианы, которая такие гроты вроде обожала. Известен грот ещё тем, что за неделю до гибели 8 июля 1841-го года Лермонтов здесь устраивал "сельскую" пирушку и на стене грота есть мемориальная доска с описанием этого факта.

Дальше объекты для осмотра выстраивались в логичную цепочку, один за другим. Ну так и предусмотрено, видимо. От грота Дианы по лестнице поднимаемся в Нагорный парк, и здесь на первой обзорной площадке нас встречает восстановленный в 2019-м году фонтан "Лягушки".
И опять вверх, на Горячую гору. Там нас заждалась Китайская беседка и очередной обзорный вид города.

Ну фактически это новострой, китайского здесь только немного изогнутая форма крыши. Эту беседку установили здесь в 1976-м году. Но раньше с 1902-го года, на этом месте была "настоящая" по форме китайская беседка,   названная Цветной, потому что окна были застеклены витражами, оставшимися от Лермонтовской галереи. И сделана она была из дерева, что сослужило, собственно, ей плохую службу. Сначала, в 1917-м году, после революции, её переименовали в "Свободу", а потом, во время Гражданской войны, Свободу цинично разобрали на дрова. Типичная история...

Ну вот и он, Четвёртый Орёл. И, видимо, главный в череде кавказских орлов... Установлен он здесь был 1 мая 1901-го года, по эскизу живописца И.И. Крылова, и эта дата с тех пор считается датой рождения символа КавМинВод.

Конечно, и его история не оставляла в покое. Первоначальный орёл был сделан из цемента, как и большинство из них, и его вид постоянно менялся. Сначала нашим революционерам не понравилось его сходство с гербом Российской Империи и у орла отломали голову и крылья. Потом приделали назад, но голову повернули в другую сторону. В результате у него появилось сходство с гербом фашистской Германии - снова непорядок. Снова скульптуру покурочили, уже во время ВОВ. А когда потом восстанавливали, то голову орлу опустили вниз и заставили закрыть клюв.

И наконец в 1974-м году цементную скульптуру заменили бронзовой, надеюсь, после этого орла оставят в покое.

Конечно, его не оставляют в покое многочисленные туристы, почему-то в основном стремящиеся орла оседлать.

Но мы всё равно дождались спокойной минуты, Марина орла покормила и сама потом немного отдохнула  под его защитой.

Оттуда дальше можно было идти по-разному. Мы предпочли прогуляться по склону горы до Академической галереи, раньше называвшейся Елизаветинской. Здесь уже упомянутый Гааз открыл первый пятигорский целебный источник. До последних лет здесь существовал бювет, сейчас тут только Музей насекомых и ресторан. В основном помещения пустуют.

Потом по солнечному и жаркому бульвару Гагарина пошли мимо Пироговских ванн (дверь закрыта) и мимо различных санаториев и  наконец пришли к нашей цели - известному Провалу, который не провалился окончательно только благодаря нашему спутнику в этой поездке - Остапу Бендеру. Он и встретил нас здесь с основательно натёртым носом. Билеты никто не продавал, и зашли мы в Провал бесплатно, впрочем, как и все. Хотя, вроде, сразу после выхода на экраны фильма "Двенадцать стульев" какое-то время вход в тоннель к озеру был платным.

Было много предположений появления этого озера. Самая красивая легенда говорила, что это нора дракона, который вылетал оттуда по ночам и искал в округе для себя жертву. Озеро было обнаружено в 1773 году. Сначала предполагалось, что это кратер вулкана, но потом было решено, что воронка в горе к озеру образовалась в результате естественного разрушения и обрушения пород под воздействием сероводорода. В 19-м веке над озером были сооружены танцевальная площадка и мост, с которого можно было спуститься вниз в люльке. А в 1857-м году, когда была доказана польза воды, к озеру пробили тоннель длиной 47 метров.

По этому тоннелю мы и пришли  к карстовому озеру в горе с ощутимым сероводородным запахом. Вверху над озером тот самый провал - воронка в горе, через которую видно небо.  Само озеро огорожено от посягательств решеткой. Вода в озере бирюзового цвета, а на поверхности видны газовые пузырьки. Марина начала морщить носик, и мы оттуда быстро удалились.

Попытались залезть на гору, чтобы подобраться к провалу сверху, и залезли, но там всё огорожено забором и ничего, кроме него, мы не увидели.

Дальше у нас сработали стратегическая и потом тактическая ошибки. Совсем рядом с Провалом находятся т.н. "Бесстыжие ванны". Но они у нас были запланированы для посещения на завтра, и поэтому мы с собой сегодня для этого ничего не взяли: ни купальники, ни полотенца (стратегическая ошибка). В результате даже подходить к купальням не стали (тактическая ошибка), а пошли дальше.

Вернее, назад, по бульвару Гагарина, а вот если бы мы действительно пошли дальше, то могли бы, обогнув Машук, вернуться в отель. Но мы ещё не все посмотрели. И поэтому по тому же жаркому бульвару потопали назад.

Все бюветы на бульваре закрыты, попить негде, хорошо, что есть фонтан, в котором можно хотя бы слегка освежить руки. А некоторые так и башку туда смогли засунуть, после завершения фотографирования своих спутниц.

По дороге у нас следующий объект - обзорная площадка с беседкой "Эолова арфа". Беседка построена в 1831-м году, и посередине её была действительно установлена арфа, которая под действием флюгера поворачивалась по ветру и играла "ветряную" музыку. Арфа прослужила 30 лет, потом расстроилась и была демонтирована.

Сейчас же беседку атакуют девушки и женщины для фото-сессий, фотографируются подолгу в разных  античных и не очень позах в очередь. Пришлось и нам подождать... :). Но потом все терпеливо ждали, пока мы в толпе создадим эффект безлюдия.

А оттуда уже недалеко до станции подъёмника, у нас же было в планах на нём прокатиться и вот настал его черед. Небольшая очередь, билет в один конец стоит 210 рублей.

В очередь на подъёмник и потом в кабинку вход только в масках, следят за этим строго. А вот в очереди в кассу все, кроме нас, стояли, дыша свободно и на всех...

А наверху как наверху. Маски сняли, легко дышится, из-за небольшой дымки не виден Кавказ, утром, наверное, было бы лучше. Эльбрус от нас уже скрылся. Походили, посидели у Каскадного фонтана, посмотрели на местную замануху - поляну "Перекрёсток дорог" с указателями на разные города и посёлки. Рядом с поляной киоск, здесь можно за, кажется, 300 рублей, заказать свой указатель и приколотить к столбу.

Ну вот и он, Пятый Орёл. Установлен здесь недавно, в 2016-м году, наверное, для коллекции :). Почему-то он избежал объектива моего фотоаппарата, телефоны тоже на него не нацелились, хотя глаза видели и пришлось для рассказа искать его изображение в интернете. Нашёл....

В принципе, вот тут и всё, и мы начали искать дорогу вниз. Влево от подъемника ничего похожего не нашлось, а вот вправо дорожка пошла, причем со стрелкой на кафе, до которого вниз по лестнице совсем недалеко, 150 метров. Если вы помните, мы не могли после Провала нигде попить, и жажда вдруг стала сильной.

Поэтому как только мы увидели столики под деревьями на склоне, то сразу же завернули туда,  я купил в баре пару пива, и оно нам показалось очень вкусным - моё мне, а Марине её безалкогольное, что-то жену на такое потянуло. Я попробовал у неё - лимонад какой-то :).

Ну лимонад, не лимонад, а выпито всё было до капельки, есть нам ещё не хотелось, слишком рано, поэтому просто отдохнули здесь и потопали дальше. Кстати, потом, когда мы интересовались уже внизу, где можно в Пятигорске вкусно покушать, нам очень рекомендовали это кафе. Но работают они только до 20 часов.

Называется кафе оригинально :) "Дары Кавказа".

От кафе полого по склону вниз (а нам как раз надо вниз) идёт широкая асфальтированная дорога. Она всё время в тени высоких деревьев, прохладно, идти легко и даже приятно. Пошли. Я посмотрел на гугло-картах - дорожка ведёт к обзорной площадке "Ворота солнца", мы там утром побывали. В принципе наше направление, но нам хотелось сойти пораньше, чтобы попасть прямо в отель. Особо вариантов для схода сначала не было, крутой склон, вниз можно только покатиться, но минут через сорок пути начали появляться и редкие тропки, поначалу тоже не слишком комфортные для спуска.

А потом нашлась и наша тропа. Я сверился по GPS с нашим положением относительно отеля и показалось, что она нам как раз. И не слишком крутая, терпимо... И точно. По ней мы вышли точнёхонько к арке.

Машинка наша стоит одна на улице, помните, мы её утром вывозили в тенёк. Я сел в машину и торжественно въехал во двор отеля, типа прокатился сто метров :).

Прогулка закончилась, утоптались мы прилично, и сегодня Штурман была совсем не против отмокнуть немного в нашем мини-бассейнике.

Поплавали по очереди и вместе, Красота...

А ужинать мы сегодня  решили дома. Но, поскольку у нас типа "люкс", нам была доступна бесплатная доставка из нашего ресторана, чем  мы и решили воспользоваться. И кстати, нисколько не пожалели. Да, дороговато, 1700 ужин без напитков (это мы обеспечили из своих запасов), но всё было очень вкусно и неплохо оформлено. Салат из сыра "Пармезан",  лосось в фольге у Марины, мой стейк и тёплые хрустящие булочки - придраться было не к чему. А ещё и салат из наших помидоров, объедение :). И всё это поглощалось в купальных уютных халатах, дополнительный бонус к ужину.

После ужина захотелось подышать, мы, как были в халатах, вышли к бассейну, а там никого, тишина, достаточно тепло, тихо, как-то мягко и одновременно звёздно... Завалились на лежаки около бассейна и долго слушали, что нам поют звёзды и шепчут сосны.

Такие вечера запоминаются, уж очень приятный он получился в результате.

А ночью сильно застучал дождь по подоконнику и даже пришлось вставать и закрывать окно, слишком шумно, не получалось спать.

21 августа, пятница

Дождь стучал всю ночь и утром и не думал прекращаться. Как сильно поменялась погода. Вот вчера вечером мы буквально ей наслаждались, а сегодня вода льётся с неба часто и обильно и ощутимо похолодало.

Но всё равно потопали на завтрак, под зонтиками. Завтрак, несмотря на холод, в том же открытом кафе, хорошо, что пледы там сложены стопкой. Мы в пледах, а официант в тонкой белой рубашечке с короткими рукавами, смотреть на него холодно, а ему, вроде, ничего так.

Сегодня с завтраком никаких заморочек, наш заказ исполнен внимательно, да и мы не стали мудрствовать, поели себе оба яичницы. Я даже кофе дополнительно потом заказал, не знаю, попадётся ли где сегодня кофейня. И кофе был вкусным, а когда стал за него платить, то нам объявили - презент, пейте на здоровье. Прям вообще, мы даже полюбили этот "Затерянный рай" :), но тем не менее, пора было нам и честь знать,

Быстренько собрали вещи, перетаскали их под дождём в машину и узнали честь :).

И, понятно, что сами собой (вернее почти проливным дождём) отменились "Бесстыжие купальни". Так мы их и не увидели и не окунулись и даже разговора про них сегодня не было. А жаль, но тут ничего не поделаешь, судьба. "Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня" (с).

И вот кстати, нам ни разу на глаза не попался ни один мороженщик, как-то в Пятигорске с их мороженым напряжно. Будем искать :)...

Сегодня снова переезд к следующей нашей точке - мы поехали в Кисловодск.