< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

Грозный

Совершенно неожиданно увидели, что Чечня  уже тут, прямо рядом, вдоль дороги она, слева.  Но пока мы ещё в Дагестане, потом выехали на ровную дорогу, разрезающую  низкорослый лес (почему-то в голове вспомнилось уже забываемый термин "зелёнка"), и потом как-то неочевидно началась Чечня, справа и слева вдоль обочин на щитах появились выдержки из Корана. Тут мы тоже впервые, крутим головами. Визуально стало чище, чем в Дагестане, качество асфальта получше, ну и зеленее. Хотя в этой зелёности не заслуга республики, это природа такая, так сложилось.

И вот очевидно настоящая Чечня началась-таки с границы Грозненского района на Тереке. Тут пост ДПС, снова очередь, и нас отводит ДПСник жезлом немного в сторону.

Сначала в окно:

- Покажите документы - , рассматривал их, рассматривал, как будто впервые видел российские права и свидетельство о регистрации Лёвика, может, паузу выдерживал, может принюхивался, не знаю.

- А откройте-ка багажник....

Я вышел, открыл, парень там глазами поводил, не знаю, что надеялся увидеть. И ко мне:

- А вот Вы в шортах...

У меня немой вопрос в глазах - да, и что? Собственно не в шортах, а в бриджах, но в чём тут тема для разговора?

- Вы знаете, в Чечне так ходить не принято, нужны штаны с длинными штанинами. Вы вот что, купите-ка себе какие-нибудь треники и в них ходите, в трениках. И лучше чёрные купите.

Ну хорошо, разберусь я со штанами, потом...

Ещё покрутил документы, посмотрел на них... и с сожалением вернул их мне - ну, поезжайте. Чего он хотел и тянул резину, так я и не понял. Может, ждал, что я вот у него треники спрошу купить. Или кинусь тут же натягивать другие штаны? Не знаю...

Я штаны переодевать не стал, сел в машину и мы поехали дальше.

И тут же полезли а горку, первую в этой поездке. Причём, серпантин был вполне ничего себе так, извилистый и крутой. Да ещё и с небольшой аварией на встречной полосе, похоже, учебная машинка не разъехалась с неучебной....

Мы просочились мимо и скоро уже  въехали в новый для нас город, Грозный. Причём я Штурману всё время говорил: "Смотри, скоро арка будет с Кадыровым и Путиным, я в других рассказах читал, надо сфотографировать её". Но арки не было, зато впереди завиднелись высотки центра города.  Т.е. мы снова заехали не с парадного входа...

Грозный

Широкая улица имени Нурсултана Назарбаева, на ней разворот, и вот мы подъехали к воротам нашего отеля "Городок" . Выглядит симпатично, совсем не по-восточному, скорее по-европейски. Перед воротами стоят машины, есть одно свободное место, туда и втиснулись. Других мест не было, как нас ждало.

Ухоженный симпатичный дворик, вымощенный плитками, во дворе стоит пара велосипедов для проката. И внутри отеля все стильно, чисто и хорошо. Самое главное - прохладно, потому что на улице по-прежнему под сорок.

Вежливый молодой человек за стойкой, а на стойке табличка с правилами ношения одежды как бы с гендерным разграничением, слева картинки для мужчин, справа для женщин, но по сути правила почти одинаковые. И женщинам, и мужчинам с рукавами хотя бы до середины локтя  и прикрытыми ногами, Правда, женщинам можно в длинной юбке, а мужчинам такой вариант не нарисован :). Тупо, конечно, в такую жару напяливать джинсы, но что делать. Надо уважать обычаи того места, где гостишь. Ну и в трениках ходить я тоже не буду, лучше уж джинсы потерпеть, да и нет треников у меня с собой, не запасся.

Но это потом. А сейчас прохладный, достаточно просторный номер без изысков, но всё удобно. Машина стоит на самом солнцепёке, поэтому как Марина не стеснялась и не сопротивлялась, я всё равно перенес наши томаты (две плоские обувные коробки) из машины в номер, прямо через парадный холл :). Ну тут выбирай - либо стесняться и потом фиг вам, либо вкусно покушать сегодня и иметь возможность это делать и потом.

И, кстати, пока я освежался после дороги, Марина уже быстро организовала нам ранний ужин в номере. С запретным в городе вином :).

Мы особо не спешили рваться в город, ждали, когда спадёт  жара. Нам же надо было ещё решить, что у нас дальше, куда направимся. Мы могли поехать из Грозного на запад в сторону КМВ или на восток, в сторону Дагестана. Посмотрели погоду, в КМВ по-прежнему дожди и холод. А вот в горах Дагестана всё нормально, нарисованы редкие грозы, но, вроде как, терпимые. А на каспийском побережье вообще всё супер, 32-35 и почти всё время штиль. Значит, тогда так и сделаем - едем завтра в горы на пару дней, а потом купаться на Каспий.

Стали смотреть жильё. Те апартаменты, что мы бронировали раньше в Гунибе, были заняты. И тут Марина нашла на Букинге дом в селе Курми с оригинальным названием "Как дома". Её привлекла цена 1200 рублей за ночь и просто отличные отзывы, одни десятки. Забронировали на две ночи.

А вот на побережье Каспия что-то стало напряжно с жильём, наверное, слишком много народу посмотрело прогноз погоды. Мы не хотели останавливаться в крупных населёнках, ни в Махачкале, ни в Дербенте... Думалось про какое-то тихое место с приличным пляжем. Раньше нам очень рекламировал уже не раз упомянутый в наших рассказах Сергей Никифоров (NSA65) тамошний поселок Инчхе, да и по описаниям здесь лучшие пляжи Дагестана. И нам, понятно, хотелось туда. Но предложение было только одно, правда, дороговатое, зато в описании на Букинге почти все удобства в номере и фотки ничего так.  Это была база отдыха "Voyage". Именно так, не "Вояж" какой-нибудь, или даже не "Жемчужина Каспия", например... А вот "Voyage". Правда, отзывов всего два, оба плохие, но с комментариями хозяина, что отзывы ботовые. В общем-то, вариантов больше и не было, бронируем эту базу, да ещё и полной предоплатой, на три дня.

После Каспия до имеющейся у нас брони в Кисловодске оставалось два дня, вспомнили про Нальчик, там погода, вроде, терпимая по прогнозам, мы в Нальчике не бывали. И нашли там отель "Азимут" с бассейном и саунами, с завтраком и, хотя и дороговатый, но с очень хорошим рейтингом. Бронируем и его, и вот у нас уже вся поездка и сложилась снова, в третий уже раз. Итак, дальше наш маршрут из Грозного - Курми - Инчхе - Нальчик - Кисловодск и домой. И поскольку у нас поездка сократилась с трёх недель до двух, я решил задержаться в Кисловодске ещё на день и прихватил там отель "Райгонд", поскольку мест в нашем тамошнем "Доме Люкс" не было.

Довольные готовым планом, мы стали собираться на прогулку, тем более, что пока им занимались, уже стало темнеть, поэтому вызвали такси, и оно нас, одетых по местному дресскоду, за 140 рублей и за 12 минут (с момента вызова)  домчало в самый центр. С такси здесь вообще проблем нет, мало того что недорого, но ещё и оперативно. Вызвал - тут же приехало. Пользовались такси от Яндекса с безналичной оплатой. Цивилизация....

Итак, вот и он, центр столицы Чечни. Сразу же первое впечатление - всё сияет и сверкает, и главное здесь - это мечеть имени Ахмата Кадырова "Сердце Чечни". Вокруг неё и будем сегодня крутиться.

Это действительно центральное и самое эффектное здание города. Открыта мечеть была 17 октября 2008 года, а началось строительство в 2006-м году. Построена по образу Голубой мечети в Стамбуле. Собственно, турки активно участвовали в этом строительстве, особенно в отделке здания.

Вход внутрь мужчинам свободный, только надо разуться, женщинам, кроме того, надо надеть спецодежду и идти в отдельный вход наверх, на свой балкончик.

Поэтому мы с переодетой Мариной разделились. Поведение в мечети визуально никто не контролирует, снимать и фотографировать можно сколько хочешь. Кажется даже, что это приветствуется.

Я уселся на пол, устеленный ковром, и стал наблюдать за происходящим - в центре шла какая-то служба, с довольно завораживающим мужским горловым хоровым пением.

В какой-то момент поющие (или молящиеся) начали зачем-то вставать, и ко мне и ещё одному, сидящему недалеко парню, подошёл местный и стал руками показывать, что типа и нам надо подняться. Я только начал кряхтеть, как тут же подошёл другой чеченец, постарше, и поправил первого - нет, им не надо, они туристы, пусть сидят спокойно и смотрят.

А потом я увидел жену в проёме входной двери, уже без спецухи, и понял, что и мне уже пора знать честь.

Вокруг мечети большой ухоженный парк с цветными фонтанами, и мы пошли по нему гулять, благо, что жара уже спала и делать это было приятно, даже в джинсах. Вот и Грозный-Сити во всей красе.

И снова никуда не деться от главной мечети, с неё громко, на весь город, запел муэдзин, а мы посидели на лавочке и послушали, повникали в местную культуру и религию...

Но недолго, чтобы не ассимилироваться неожиданно для себя.

Ну и, пожалуй, основная фотография вечера. Вид с центральной площади. В этом году здесь главное событие - юбилейная годовщина со дня рождения одного из самых противоречивых деятелей и глав Чечни - Ахмата Кадырова.

От центральной площади вдаль от мечети идет длинная пешеходная улица имени Махмуда Эсамбаева, совершенно туристическая, с гуляющим народом, с кофейнями, ресторанами и магазинами, и мы по ней пошли неспешно, собственно как мы гуляли в большом количестве европейских вечерних городов. Правда, фотографии делать уже не было возможности - ночь, темно и мы и не мучили нашу технику.

В конце улицы Марина стала порываться продолжить путь пешком прямо до отеля, но я посмотрел по карте - идти примерно минут сорок, если не плутать, а время подбиралось  к десяти вечера. И уговорил жену снова воспользоваться такси,  опять 15 минут и мы в отеле, а значит, пора отдыхать. День прошёл хорошо...

9 августа 2021 года, понедельник

Завтрак здесь в кафе во дворике, система получше, чем в Элисте. Собственно так, как я калмыкам в этом рассказе и советовал. На стойке стоит всякая нарезка\выпечка в тарелках, плюс поднос с ломтями арбузов. А горячие блюда типа яичницы или каши и напитки подают отдельно, по заказу.  Т.е. завтрак тоже понравился, он не ухудшил впечатления от отеля, всё на уровне. Ну, может, кофе можно было сделать поинтереснее (придираюсь).

После завтрака Марина спряталась в номере, а я перетаскал наши коробки с помидорами в машину. Ну и потом вместе уже остальные вещи вслед за помидорами.

Сегодня мы должны были пройтись по центру дневного Грозного, посмотреть, как он выглядит без подсветки, ну и потом переместиться в наше следующее место ночёвки, не забыв что-то посмотреть по пути.  Обычные приятные дела в отпускной туристической поездке.

С помощью навигатора приехали в центр, поближе к мечети. У меня конечной целью стояла парковка прямо в самом центре, но я не был уверен, что там найдется место, и когда до конца поездки оставалось метров триста, то мы увидели справа почти пустой парковочный карман вдоль забора какой-то грандиозной стройки. И не стали искушать судьбу, сразу же поставили машину сюда, правда. на солнце, но ещё утро, и мы не надолго.

Собственно, мы (Штурман) хотели только посмотреть Цветочный парк, ну и что ещё попадётся по дороге. И кофе попить на бульваре Эсамбаева, так как кофе, я уже говорил, на завтраке был слабоват.

Пошли к парку, мимо мечети не пройти, снова она в фотоаппарате.

Фотогеничная, ничего не скажешь. Хотя мне больше нравятся формы пламенеющей готики.

Тут же тяжеловесная, массивная середина не дает душе полёта, прижимает, и минареты по углам впечатления не спасают. Но это лично мои пристрастия.
Цветочный парк был создан в 2017-м году и открыт в День Чеченской женщины. Конечно, это место притягивает не только женщин, но и влюбленные пары. Расположен он недалеко от зданий Грозный-Сити.

И для такой жары здесь всё вполне в хорошем, ухоженном состоянии, и почти нет горшков с высохшими растениями, всё цветёт и многое, по словам Марины, даже пахнет.

С утра тут практически никого нет, одна влюбленная пара и всё....

Пара походила, пофотографировалась и двинула назад, снова мимо мечети на площадь.

И через площадь, центральной композицией которой служит Мемориал памяти погибшим в борьбе с терроризмом и вакхабитами в годы двух  последних Чеченских  войн, мы снова пришли на пешеходку. И оказалось, что здесь при дневном свете особо фотографировать нечего, а практически все кофейни ещё закрыты и откроются в одиннадцать.

Но нашли открытую кофейню "Traveller's Coffee" и кофе попили. Мне мой двойной эспрессо ну очень понравился, а Марина была недовольна тем, куда ей налили её американо. Она  любит изящные, тоненькие чашки, а ей бухнули толстую кружку. А почему она выбрала такой кофе, я уже и не помню. Может, не было её любимого капучино.

Потом ещё нашли банкомат Сбербанка на проспекте имени нашего нынешнего Президента и вынули из него (из банкомата, конечно) немного рублей, подумали, что в горах будет нужна наличка.

И правильно подумали, наличка понадобится нам даже немного раньше, чем в горах.

Машина уже основательно нагрелась на солнце, пришлось её скоренько охлаждать. Ну да теперь долго ехать, остынет сама и продукты с людьми внутри себя остудит, это она у нас хорошо умеет.

Ещё у нас впереди была задача заправиться на заправке "Роснефти", это единственный известный нам бренд, который я смог найти в Грозном. Поставил точку в навигаторе на заправку, которая по пути, и покатили. И правда, большое кольцо - и вот она. На окошке, правда, табличка "Не вакцинированных не обслуживаем". Шутка, да? Но вот другая шутка - никто не заправляется и к этому окошку не подходит. Спрашиваю -  в чём дело? А дело в том, что нет света, в смысле, электропитания, и ничего не работает. А когда заработает? А мы не знаем. Блин... Конечно, у меня ещё есть немного топлива, но лампочка вот-вот загорится, да и как ехать снова в Дагестан, там только РУСЬнефти всякие...

Русский парень из впереди стоящей машины спрашивает: "А куда едете?"  Я говорю: "Примерно на Хасавюрт. Он мне тогда: "Я тоже в том направлении, езжай за мной, километров 20, и снова будет такая заправка". Ну поехали...

Я не особо люблю за кем то ездить, но исправно еду. В результате проскочили мимо сверкающего новенькой архитектурой Аргуна - здесь построена мечеть в честь вдовы Ахмата Кадырова, Аймани Кадыровой, можно было тут погулять, подивиться. Ещё чуть не проскочили мимо нескольких чеченских ворот на трассе. но тут Марина проявила ловкость и успела-таки их щелкнуть на свой телефон.

В результате, парень нам, и правда, помог, потому что к той заправке надо было заранее съезжать в конце Аргуна на дорогу-дублёр, примерно за километр до неё, а я бы профиндилил мимо. И дальше на нашей стороне заправок таких я больше не видел. Съехали, вот она, и на наших глазах на табло ценник на дизтопливо растет сразу на 20 копеек :). Как специально подгадали. Поблагодарил парня за доставку и в кассу. Радостный прибавкой кассир мне объявляет, что оплата только наличными и вперёд. Правда, паспорт на топливо по моей просьбе показал, с печатями... Не знаю, зачем я попросил? Так, для порядку.

Заправился, и кажется мне по уровню, что литров пяти не хватает в баке, если прибавить, сколько было и сколько я залил.  В общем-то, привыкаю я к этому  на нашем юге. Транспортный налог... Мы не разбавляли...(с).

Но, правда, никаких претензий к этому топливу со стороны машины потом не было, ездила она с его помощью везде, и в горах по серпантинам тоже,  вполне себе радостно и с удовольствием, без напряга.

Потом ещё полсотни километров отличного почти автобана, на котором иногда разрешено ехать с скоростью до 110 км в час. Правда, тоже интересно, вот еду я так, еду и бац, впереди светофор без особых предупреждений и понижений разрешенной скорости. А за ним опять 110 в кружкЕ.

А про Чечню остались такие впечатления - здесь хорошо, с туризмом сюда ехать можно, там, где мы с сервисом встретились, т.е. в туристичеких местах, всё на уровне и особо не придерёшься. И они очень хорошо устроились, это да, лезет в глаза.

Кстати вот, ни одного дворника или садовода мужского пола мы не видели, только женщины с мётлами на улицах ковыряются. Мужчины тут все на государевой или культовой службе. Ну, или отдыхают пока...

Гаишники с бородами в Грозном на каждом перекрёстке стоят. Да и не Грозном тоже.

И чисто везде.., женщины стараются.

Наверное, можно было в Чечне остаться подольше, посмотреть не только столицу, но и природу в горных районах, судя по описаниям здесь есть что посмотреть. Таксист вчера, когда вёз нас в центр, спрашивал, зачем нам в Дагестан. "Они не чистые..., да и природа у нас лучше, не надо туда ехать, у нас надо...". Но мы уже планы распланировали и отменить их не было возможности, да и не хотелось пока. Там ведь тоже интересно....

Ну вот, пока я вам это всё рассказывал, мы приехали на границу двух республик, и дорога сразу из четырёх стала двухполосной и тряской. Мы опять  в Дагестане.