7 августа 2021 года, суббота
Собирались утром не спеша и выехали не рано, в 8:40 нашего времени. А чего спешить. Элисту мы видели уже в прошлом году, ехать до нее 650 км, успеется. Собственно так и вышло. Дорога ничем не примечательная, качество хорошее, прошлогодние ремонты около Саратова ушли в прошлое, в Волгоградской области ремонтов и в прошлом году не было, да и сейчас особо не замечено.
Кроме одного...
Но сначала мы вспомнили, что как-то видели винодельню около трассы недалеко от Волгограда, скорее, даже не саму винодельню, а её большой рекламный щит. Время позволяет, чего бы не заехать и не посмотреть. Она сразу после Дубовки справа. Называется "Винодельня Покровская" (собственного сайта у них на сегодня нет ). Заехали - огороженный, залитый жарким солнцем пустынный двор с охранником в будке, закрытая калитка, внутри прямоугольное большое белое здание без признаков жизни. Марина было предложила уехать, но я спросил у охранника через окошко: "А есть тут магазин или даже может дегустационный зал? - Зала нет, а магазин имеется," - и калиточку он нам открыл. И надо же, навстречу, по солнечному двору идёт пара довольных женщин и тащат коробку вина. Только что было пусто, и вот, почти очередь.
Зашли, в кондиционированном магазине только продавщица, из посетителей два ушли только что, и вот два новых пришли. Дегустации у них просто так нет, надо заказывать экскурсию, поэтому всё про их вино узнаём только по её рассказам и принимаем на веру. Вина есть, красные, белые, розовые, в основном сухие. Мы на пробу взяли бутылочку Мерло за 350 р. и бутылку фирменного розового по просьбе жены. Потому что вино называется "Маринка" :) и уж очень его нахваливала продавщица, Оно, правда, аж по 750 р. , но для любимой женщины как не купить такой сувенир. Вино это сделано из редкого красного винограда Мариновский, селекционированного здесь Александром Потапенко и названного в честь его дочери. И, кстати, потом, уже дома, выпили мы "Мерло" и вот, несколько для меня неожиданно, оно оказалось вполне приличным, гармоничного вкуса, прямо мерло-мерло :). А "Маринка" пока дожидается в загашнике своей очереди. Дождётся :). Было решили заехать сюда на обратном пути, но по нынешним планам мы должны возвращаться в воскресенье, а магазин в воскресенье будет закрыт. Так что понравившееся вино мы сможем снова купить, только если нас опять сюда когда-нибудь занесёт.
Кстати, насчет вина. Обученные прошлогодним опытом, говорящим, что на нашем юге купить приличного вина по приемлемым для нас ценам практически невозможно, мы везли вино с собой в багажнике, из наших домашних запасов, созданных благодаря разным акциям и распродажам. Т.е. тылы у нас были плотно прикрыты :). Ну вот теперь будем иметь в виду эту винодельню, что-то вполне питкое можно прикупить и здесь, по дороге.
С вином этим выскочили мы снова на трассу, раскатились и хоп, уткнулись в хвост длинной пробки, на несколько километров, вызванной реверсом впереди на ремонте моста через волжский залив в Ерзовке. Причём было видно, что встречный поток проезжает реверс намного интенсивнее нашего. Почему так, не известно, но мы потеряли здесь примерно полчаса времени. Но проехали, наконец.
Потом снова длинный утомительный проезд через Волгоград, третий уже в этом году. Весной, в мае, мы катались смотреть Крымский мост, так пришлось дважды город пересекать из конца в конец. Вот и снова. Ну уж очень нудно, скорее бы уж они свою объездную дорогу достроили.
На выезде из города немного долил топлива, потому что вспомнил, что в Калмыкии брендовых заправок не будет, а что дальше, пока вообще не известно. Долилось литров 15, вижу, что расход почему-то высоковат, около 6 литров на 100 км. Не на много, но всё же выше обычного. Списываю на жару и, как следствие, постоянную работу кондиционера.
Ремонты начались в Калмыкии, совсем неожиданно. Вроде, вполне хорошая дорога была от Волгограда до Элисты, но тем не менее начали и её переделывать, может четырёхполоску хотят...
Я сначала, как в прошлом году, включил круиз в калмыцких степях, на 108 км. в час, но потом надоело, да и ремонты эти. И начал понемногу притапливать, чтобы не скучать. Может поэтому, а может и нет, но мы подъезжали к Элисте рановато, раньше, чем я бы хотел попасть в гостиницу, по прогнозу мы туда приедем уже около семи вечера.. Поэтому предложил Штурману немного поменять план и посмотреть с вечера в городе то, что ещё не смотрели в прошлом году. Например, комплекс "Исход и возвращение", тем более, что он недалеко от выбранного нами жилья. Марина сначала не соглашалась, наверное, уже хотелось отдохнуть, но потом вдруг проект получил разрешение. Я встал на обочине, добавил навигатору промежуточную точку и мы поехали туда, и поэтому въехали мы в город сзади, не через "парадный вход". Золотой всадник Джангар остался в стороне и не встретил нас в этот раз.
Около комплекса "Исход и возвращение" довольно большая пустая парковка. Вышли из машины и сразу захотелось назад :). Хотя солнце немного прикрылось облачной пеленой, но температура 41 градус жары и сухой довольно сильный ветер после кондиционированного салона ощущались очень контрастно. Но надо терпеть. |
||
Комплекс "Исход и возвращение", посвященный депортации в 1943-44 годах, а потом, после решений 1956 года, возвращению калмыков, - плод творчества Эрнста Неизвестного. Вернее, не весь комплекс, а его главная скульптура на вершине рукотворного холма. К вершине ведёт спиральная опоясывающая дорожка, символизирующая буддийские обряды. По ней мы и пошли, поднимаясь постепенно к скульптуре. Кроме нас и суховея, тут не было практически никого. Хотя дальше, за холмом, видно поляну, скорее, чистое поле с редкими чахлыми деревцами, на котором местные жители, по всей видимости, устраивали субботние пикники и сейчас уже понемногу сворачивались. Нам не особо было понятно, как в такой жаре можно делать пикник на почти открытом месте, но, видимо, для элистинцев это была вполне комфортная температура. Спускались мы вниз прямо по тропинке, тропинка эта - скорее, русло от редких дождевых ручьёв. Внизу стоит вагон - музей, в таких депортировали бедных калмыков. Но внутрь вагона попасть уже было нельзя, часы работы этого музея сегодня закончились. Ещё почитали информацию про те события на щитах, и вот осмотр и закончен, ставим птицу :). |
||
Раз уж начался туризм, то почему бы нам его не продолжить, тем более, что недалеко проглядывались что, купола? крыши? местной основной достопримечательности - буддийского храма Золотая обитель Будды Шакьямуни". Мы в прошлом году не смогли его внимательно и подробно осмотреть из-за пандемии и связанных с этим ограничений. Подошли тогда к закрытой ограде, сфоткали через неё здание и ушли. Ну вот и давай заедем туда сейчас, посмотрим обстановку, расписание и т.д. Поехали без навигатора, храм-то видно. Правда, потом он скрылся за домами, но всё равно нашли, объект не маленький. Сегодня двор открыт, там гуляют люди. А сам хурул уже закрыт, значит, завтра снова сюда. А пока обошли здание вокруг - большое, постарались калмыки вместе с Кирсаном Илюмжиновым. Вокруг храма установлено 17 пагод со статуями великих буддийских учителей, а перед главным входом стоит статуя Белого старца. В Элисте есть еще одна такая статуя, в парке, и мы про неё в прошлом году рассказывали. Обошли, Марина попыталась в одной из пагод покрутить молитвенный барабан, кажется, не в ту сторону, ну да неважно. Главное, что покрутила- таки. |
||
В отель поехали уже по навигатору. В этом году мы не стремились в центр, так понравившийся нам в прошлом году апартамент был занят, и мы выбрали мини-отель "Шанс" в основном по отзывам на Букинге, наличию завтрака при вполне демократичной цене. Ехать от хурула минут пять, там и пешком недалеко. Правда, навигатор нас сначала завёз в узкий двор, кажется, мы подъехали сзади. Но потом выехали, покрутили головами и увидели наш мини-отель - небольшое здание со стеклянным эркером-фонарём над входом. |
||
Нас оформили, конечно, на последний этаж и конечно, в номер, размещенный в этом самом эркере, т.е. со стеклянными стенами от потолка до пола. Спросили про другие возможности - их нет, к сожалению, комплит. Номер очень прилично нагрет за день, парниковый эффект в наличии. Но есть кондиционер - и небольшое помещение охладилось очень быстро. Ещё есть маленький холодильник, и мы в него быстренько перегрузили наши продукты. Зато в наличии небольшой столик, в коридоре прямо перед нашей дверью микроволновка и |
значит, с ужином проблем не будет. И очень приличный и удобный санузел с отличной душевой кабинкой.
Вещей нам много сегодня не надо, ежедневная сумка, авто-холодильник и наш набор посуды. Всё быстро оказалось в номере. Мы с собой в поездку из дома захватили пару коробок дачных собственных помидоров, они как раз начали спеть, и глупо было бы их не взять. Немного почесали затылки, забрать их в номер или не надо. И решили, что не надо пока, ночью всё же не будет очень уж жарко, не сварятся. Взяли только тройку поспелее на ужин.
Машину надо ставить на условно огороженную дырявым низким заборчиком из труб парковку (для отеля бесплатно), там в будке сидит пожилой калмык, с трудом записавший на слух мою фамилию и телефон в тетрадку. Фамилию переспрашивал раза три... Правильность записи я не проверял.
После домашнего ужина стали думать, что будем делать дальше, куда поедем завтра и вообще потом куда. Ноут с собой, интернет есть. Смотрим погоду, в КМВ по-прежнему делать нечего, на побережье Каспия жара и ветер. Но вот, вроде, в Грозном жара по прогнозу Гисметео начинает спадать. А что, поехали в Чечню, что ли... Осмотримся, поглядим на её столицу... А поедем.
Быстренько в Букинг, жилья в Грозном свободного на завтра полно, и после недолгих поисков выбираем отель "Городок". Тоже по отзывам, ну и по картинкам. Бронь подтверждена, теперь мы уже знаем, куда поедем завтра, осталось как-то заснуть в просвечиваемом насквозь через занавески фонаре. Жалюзи на окнах есть, но почему-то только до середины окна... Я заснул, а Марина не знаю. Ей свет всегда мешает спать....
8 августа 2021 года, воскресенье
Жена говорит, что тоже спала, хотя и свет, и работающий кондиционер делали своё дело. Ну как бы то ни было, все равно лёжа отдохнули :). А я так и выспался даже.
Завтрак в подвальной кафешке: пять столов, стойка, за которой хлопочет обслуга в единственном числе. Старательная калмыцкая женщина и заказы принимает, и выдает их, и кашу варит, и яичницы жарит, да еще и посуду моет :). Понятно, что успеть сразу ко всем пяти столам у неё нет физической возможности.
Завтрак по заказу из меню (упомянутые яичница/каша/что-то ещё), плюс сладкий йогурт, бутерброды с сыром и колбасой и листиком салата. Чай, растворимый кофе. Конечно, если бы они догадались нарезку, йогурты, чайно-кофейные пакетики разложить на отдельном шведском столике, то было бы намного легче, а расход колбасы вряд ли бы увеличился, скорее, наоборот. Зато, пока женщина суетилась с яинчницей и делала бутерброды, я сходил в номер и принёс банку с нашим молотым кофе, и мы заварили себе в чашках приемлемый напиток. Всё остальное было съедобное, яичница не пережарена. Так что позавтракали для первого утра в поездке нормально.
Сидеть в номере ни к чему, собрали вещички и на выход. Снова к нашему вчерашнему хурулу имени Будды Шакьямуни.
Постояли босиком в храме, раз фотографировать нельзя, то просто посмотрели на Будду, на стены и ушли. И, кстати, я не нашел фотографий тамошнего Будды в интернете. Либо все, как мы, не фотографируют его, либо опасаются публиковать.
На выходе я спросил охранника, а на второй этаж можно пройти? "А чего там делать, там недоделано",- ответил охранник. Хотя, судя по описаниям, там молельная комната. Наверное, нас просто не хотели туда пускать, но почему бы тогда не сказать это прямо.
А нам уже и в самой Элисте тоже больше делать было нечего, и мы поехали дальше, в степные просторы. По навигатору, даже особо не сверяясь с картой.
Практически сразу, за городом, начались длинные ремонты трассы. Вернее, участки, на которых не было видно техники, был местами свежий асфальт длинными чёрными кусками без разметки, и стояли знаки ограничения скорости и обгона. Я осторожно полз за каким-то грузовиком, полз, полз... Пока нас не обогнал автобус... Потом поехали немного за автобусом, потом знаки закончились и я от него уехал.
Ремонтируемая и более-менее хорошая трасса пошла на Астрахань, а мы свернули на тряскую дорогу направлением на Комсомольский.
И вот ещё, температура за бортом уже около 40 градусов тепла, хотя довольно пасмурно, но калмыки спокойно устраивают пикники\перекусы на обочинах. Сидят себе около машин на подстилочках, кушают и отдыхают....
А мы, поглядывая на показания термометра и на них, едем себе мимо.
Едем, едем, и тут вдруг что-то большое белое завиднелось около дороги. Ого, какой солончак. Такого солончака мы ещё раньше не видели. Заметили съезд с трассы, там несколько машин стоит и люди с фотоаппаратами, значит, и нам туда надо.
Колтан-Нур, Меклетинские озёра. Это оказалось озеро Колтан-Нур (45.626640167866356, 45.846698868511446), хотя ни один человек из тех, кого я спрашивал на самонакатанной парковке, не смог ответить - что же это за солончак такой огромный. Все, так же как и мы, просто ехали, увидели и остановились. Это мы потом узнали название озера и почитали, что да как. |
||
На всякий случай Марина переобулась в кроссовки, как потом оказалось, сделала правильно, а я вот как ехал в прогулочных туфлях, так и пошел в них. И так Колтан-Нур... Это пересыхающее бессточное соленое озеро, входящее в Меклетинский заповедник (или заказник). В заказнике этом несколько солончаков-озер, Колтан-нур из них самое крупное. Кроме его размеров, оно примечательно тем, что вода, а теперь соль в нём имеет розоватый оттенок. Это из-за микроскопического рачка Artemiаsalina. Погибая, рачки оседали на дно и перерабатывались грязевой микрофлорой. Солёная грязь – рапа — в озёрах черного цвета, при высыхании имеет светло-серый цвет, с запахом сероводорода, может применяться для лечения различных кожных заболеваний и производства косметических средств. Все это выяснилось, как я уже говорил, позже, а пока мы спустились по небольшому откосу вниз и стали рассматривать вблизи наш первый солончак. Соль солёная, немного горчит, набирать с собой не стали. Под солью эта самая рапа - вязкая чёрная грязь, кое-где накиданы старые шины, чтобы можно было залезть подальше. Я попробовал залезть без шин, по толстой соляной корке для фотосессии, потом туфли долго оттирал сначала сухой травой, затем влажными салфетками, но так до конца и не оттёр. Как смола какая-то... Видимо, и правда полезная :), хотя бледно серой она не собиралась становиться при высыхании, ну, может, немного посерела и всё. |
||
В Артезиане поменяли направление и поехали почти строго на юг. И скоро Калмыкия закончилась, проезжаем мимо большой заправки Лукойла, там прямо очередь и немаленькая, и начался Дагестан, начался с большого поста ДПС, на который тоже тянулась длинная очередь.
- Окошко открой, куда едешь?
- Еду в Грозный...
- Зачем?
- Посмотреть, туристы мы...
И в рацию - серебристый Пежо проверен, пусть едет. А какие-то машины заворачивали на площадку, видимо, для шмона...
Сколько их дальше будет в нашей нынешней поездке, этих постов ДПС. Кажется, что они со всей России скатились вниз, на юг, и здесь закустились и ощетинились, своеобразные пограничные пункты на невидимых внутренних границах.
Но сейчас серебристый Пежо поехал дальше, и мы впервые оказались в республике Дагестан. В общем-то ничего примечательного по первости, может, как-то пыльнее всё, что ли, мусор виднее. Или так показалось? Едем дальше...
Появились смешные заправки, похожие на брендовые оформлением, цветом, но с небольшим отличием. РоССнефть, РУсьнефть - эти жёлтого цвета с куполами, красные ЛуККойлы и наподобие, что-то созвучное с ТНК, конечно, синего цвета. И при этом ни одной действительно брендовой заправки не было. Хорошо, что в Волгограде было долито немного топлива, пока у нас с ним всё в порядке, а в Грозном, если верить картам Яндекса, есть настоящие заправки настоящей Роснефти.
А дальше я увидел, что мы приехали в Кизлярский район и спохватился, что мы в первом плане поездки должны были проезжать из Астрахани мимо Кизляра и планировали заглянуть в их фирменный магазин коньяков, который, как я предполагал, должен быть на этом заводе. Потом во втором плане Дагестан отменился, и Кизляр забылся. Тут же я попросил Штурмана проверить карту, и она подтвердила, что мы будем проезжать прямо по краю искомого города. Что же, отлично. Нахожу в навигаторе Кизлярский коньячый завод, и мы меняем маршрут.
Навигатор сразу же завёз нас на давно закрытый и разрушенный ж\д переезд, пришлось разворачиваться. Но потом другая дорога снова нашлась, хотя как оказалось, завод этот был не совсем уж и близко, и как еще оказалась, совсем не нужно было к нему ехать.
Здесь, в Кизляре, мы впервые ощутили любовь дагестанцев к лежачим полицейским. По всему городу примерно через каждые 200-300 метров и не просто "полицейские", а прямо таки ощутимые препятствия на дороге, почти на грани зацепа днищем. Потом мы будем качаться по этим крутым высоким валам в каждом городке и посёлке Дагестана, иногда прямо хотелось объехать их по тротуару, такие не очевидно-преодоляемые препятствия были тут старательно созданы. Ну, может быть, иначе и не остановить дагестанского джигита, кроме как угрозой разрушения его транспорта. На них, на джигитов этих, мы тоже ещё наглядимся.
А пока проехали мимо какого-то магазина с вывеской "Коньяки Кизляра" (а вдруг они тут поддельные?), покружили узкими улочками и приехали на окраину города, на другой стороне железной дороги, через которую по сломанному переезду нас сначала вёз наш старательный навигатор.
Но здесь глушь и тишина, есть проходная, есть вывеска завода, но всё закрыто и никакого магазина близко не видно, кроме маленькой продуктовой лавочки. Что же делать, пошёл в лавочку, продавщица объяснила, что нет тут никакого магазина, он далеко, поедете так, потом вот так, потом спросите или увидите, там заправка будет. Ну поехали так, потом вот так, проехали мимо невзрачного магазина "Лоза", потом спросили у мужика, но он был не местный, на свадьбу приехал. Но мы уже и сами увидели сначала заправку, конечно "Русьнефть", а потом красивенький магазин "Багратион" и около него весь нужный антураж, бочки, лозы и т.д. Нашли. И быстренько (вы помните, что за бортом автомобиля сорокаградусная жара, да ещё и облака все рассеялись) перебежали в кондиционированное помещение магазина.
Ну да, здесь всё было: кизлярские рядовые и марочные коньяки в полтора раза дешевле, чем у нас, собственно почти весь рядовой коньяк по 450-480 рублей. Конечно, купили домой коробочку разного и небольшую бутылку для дегустации в поездке, когда жара отступит.
Как оказалось, в городе два официальных магазина кизлярского коньяка, один из них вот этот "Багратион", второй - невзрачная "Лоза", мимо которой мы проехали в самом начале поисков. Так вот, главная как раз "Лоза", она принадлежит именно заводу ККЗ. А "Багратион" - это сеть дагестанских магазинов, торгующих в основном Кизлярским коньяком, особенно здесь, в Кизляре. Но и не только им, в других городах - Махачкале и Каспийске, ассортимент этим не ограничивается, судя по их фотографиям. Так что надо будет в следующий раз ехать в "Лозу". Хотя у "Лозы" машин не было, а у "Багратиона" почти аншлаг и покупатели тарят коньяк коробками, причём, не из нижнего ценового диапазона.
Ещё в городе везде лезут в глаза кизлярские ножи - со щитов, с вывесок магазинов, но ножи нас почему-то не заинтересовали. Коньяк душевнее :).
И снова через лежачие волноломы назад, Теперь уже прямиком в Грозный.