< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

Море Дагестана. Инчхе и Дербент

11-13 августа 2021 года, среда-пятница

Моря пока ещё не было видно, Яндекс Навигатор не знал, где находится наша "база отдыха Voyage", он только знал, где посёлок Инчхе. iGO же знал координаты этого жилья из брони Booking, но мог не знать дороги, и поэтому я примерно за 20 км до финиша включил оба навигатора на разных устройствах и так и поехал.

И конечно же, когда доехали до трассы Махачкала-Дербент, iGo на светофоре сказал, что надо повернуть по трассе налево, Яндекс же хотел направо.

Поскольку я думал, что iGO знает место точнее, поехал налево, тут же проехал мимо предлагаемого навигатором съезда с трассы и пришлось пропилить километр до разворота. Пропилил, назад, повернул, куда просил iGO, и мы выехали на грунтовку, которая потом стала песчанкой и повела куда-то вдоль моря вдаль, в очередную неочевидность. Конечно же, Штурман тут же возмутилась и скомандовала на разворот. Это мой Главный Навигатор, поэтому послушно поворачиваю назад.

Инчхе

Едем теперь по Яндексу, он нас свернул с трассы по указателю "Инчхе" на новенькую дорожку, довёз до железнодорожного переезда и сказал, что всё, приехали... Но тут подхватился iGO и ещё немного нас порулил, теперь более очевидно, привёз прямо к морю, вернее, прямо к забору перед морем и тоже успокоился:  "Наконец мы на месте". Это он у нас так радуется, когда мы приехали.

Ну что же, на месте, так на месте. Наверное, где-то рядом наш "Вояж"... Распечатки брони у нас нет, поэтому берём паспорта и телефон и пошли искать. Здесь вдоль берега моря сплошная череда разных разноплановых строений, слепленных в одно большое недоразумение. Одна база перетекает в другую, заканчивается один забор, тут же начинается другой, вдоль всего петляют тропинки, иногда оформленные в виде дощатых тротуаров.

Вместо "Вояжа" нашли "Мираж",  спрашиваем там про "Вояж", они не знают... Зашли в магазинчик рядом, тоже не знают.

Ну ладно. Пытаюсь звонить в этот "Вояж" -  телефон не доступен. Ещё в каком-то магазинчике нам посоветовали съездить "на ту сторону" , т.е. в сторону от основного скопления турбаз. Поехали, крутим головами, нет "Вояжа". На "той стороне" тройка турбаз, и там никто не слышал про искомую.

- Вы поезжайте  в магазин на перекрёстке около переезда, там женщина есть, которая здесь живёт очень давно, она всех знает.

Едем, находим эту женщину, но на этом и всё, она тоже не в курсе...

Телефон так и не доступен...

Мы уже начинаем нервничать и подозревать, что нас просто кинули на деньги, там же была полная предоплата за трое суток: больше восьми тысяч рублей. И понимаем, что пора связаться с Букингом. Но Букинг не будет разговаривать, если мы не знаем номера брони и пинкода. А интернета нет в посёлке, как посмотреть эти цифры? Еду потихоньку по дорожке мимо всех турбаз и смотрю на  телефон. И вот в одном месте вдруг замаячили полоски на индикаторе связи и бронь в приложении Booking загрузилась. Марина срочно записывает цифры на бумажке. Потом полчаса борьбы с автоответчиком Букинга, и вдруг ура - в трубке живой голос. Так и так, объясняем всё. Девушка говорит, что сейчас разберётся и трубку кладёт. Ждём, ждём.... Звонок Букинга: "Мы не можем связаться с "отелем", но по правилам мы должны послать им запрос по электронной почте и час ждать ответа. Поэтому и вы ждите"...

Между делом я на всякий случай позваниваю в "Вояж", а что, а вдруг... И  вдруг пошёл гудок и, не может быть, отвечает мужской голос...

- Да, это "Вояж", телефон разрядился, заряжал, сейчас включил.  Да, со мной Букинг связывался, а вы где?

Я ему объяснил, где мы.

- Ааа, ну поезжайте вперёд метров двести, там тупик, увидите белый BMW, а за ним сразу и наш вход.

Встали перед BMW, и правда, за ним калитка в крытый двор, а на калитке прикручена проволокой маленькая картонка с нужным нам названием.

Довольно большой двухэтажный обшитый досками дом с верандой на втором этаже,  по бокам дома узкие проходы-террасы с перилами, на втором этаже это типа проходные балконы... Хозяин встретил нас во внутреннем дворике - вы от Букинга? У меня не было информации о вашей брони, так что вы, если хотите, можете и отчаливать. Потом посмотрел на проходящую мимо женщину, явно его компаньонку или управдома.

- А тот номер-то у нас освободился?

- Вроде да, посмотрю сейчас.

Женщина возвращается, пойдёмте, ладно уж....

В самом конце "террасы"  рядом со ржавым сломанным холодильником  пластиковая хлипкая дверь в номер, там явно кто-то был довольно недавно, две кровати без белья с тощими подушками, на полу лужа воды из потёкшего холодильника,.. В углу комнаты пластиковая отгороженная кабинка с "удобствами", унитаз, угловая раковинка с кулак и на стене лейка, ей в принципе можно помыться, но только сидя на унитазе.  Вода, понятно, только холодная. Зато лейка протекала, кран у нее не держал  и надо было её саму размещать в раковине или унитазе, иначе потоп.

- Воду не пейте из крана, даже кипяченую - это нам наша хозяйка посоветовала: - Купите лучше воду в магазине.

- Ну вот, устраивайтесь, отдыхайте...  Бельё я вам сейчас дам, полотенца у нас только за плату, 300 рублей штука.

Сняла с верёвки мятые простыни, не уверен, что действительно стиранные, и сунула Марине. Нет, вроде, стиранные немного...

Мы с Мариной переглянулись.... Вроде вот, проблема жилья решена, но точно не так, как хотелось :(. Ещё и запах, запах общаги или коммуналки, он преследовал нас тут везде.

На фотографиях уже всё немного нами "прибрано" и обжито :) .

Ну ладно, сегодня потерпим, а там видно будет.

- А где машину можно поставить? - спрашиваю я у хозяина.

- У нас нет своей парковки, но можете поставить где хотите, где место будет, там и ставьте.

Место нашлось не очень далеко, метров сто от двери. Правда, под окнами другой базы, но зато может хоть под каким-то присмотром. Пока Марина горевала, собирала воду с пола и стелила постели, я перетаскал наши вещи, помидоры и персики и мы стали осматриваться.

Во дворе под навесом на столе есть электрочайник и плитка. Плитка нас не интересовала, чайник был нужен для получения кипятка на завтрак. Хотя на этой плитке народ постоянно варил какие-то макароны и пельмени...

Тут же в углу двора отгороженная дощатая кабинка типа "сортир" с дыркой в полу, над дыркой душевая лейка нормального размера, но с забитыми отверстиями, так что вода из лейки свистела произвольно в разные стороны, в основном в бока. Но тем не менее здесь хоть как-то можно было принять душ, понятно, что только холодной водой.

На втором этаже устроена веранда под крышей и здесь стояли длинные столы и скамейки. Проходящая мимо с кучей грязного белья управдомша заметила: "Вот видите, как у нас тут здорово, возьмёте вечером в магазине пивасика и будете тут оттягиваться, на море смотреть и радоваться жизни".

- Угу... именно так.

Ну что же, пойдем посмотрим главное, ради чего мы сюда приехали. И мы пошли смотреть море и пляж. От нашей калитки с картонкой до начала пляжа метров пятьдесят, вот это, конечно, хорошо.

Вот к пляжу тут никаких претензий. Море теплое, достаточно чистое, песок мелкий, правда, много прибойных ракушек и к морю лучше подходить в шлёпках. Но последние пару метров чистый песок, дно тоже без ракушек.

Вход в воду хороший, поплыть можно уже через пяток метров. Правда, метров через тридцать снова мелеет, по грудь, затем опять глубоко и там уже плаваешь себе почти в одиночестве, потому что весь народ толчётся у берега. До буйков по глубине плыть метров сто или даже больше.

На берегу деревянные шезлонги, прикованные к зонтам металлическими тросами. Бесплатные. Правда, их всем не хватает, и в основном люди сидят на подстилках.

В общем, мы поняли, что вот тут и будет наше основное место существования. Если мы тут, в этом посёлке, конечно, останемся.

Ну и на пляже сильнее бросался в глаза местный "колорит". Много людей в своих национальных "купальниках". Женщины, укутанные с головы до пят, мужчины в футболках и длинных, до середины икр, шортах, в основном всё чёрного цвета. И вот так и плавают, ну, или точнее, мокнут около берега. И после купания в этой мокрой одежде так и идут к своим машинам или жилью. Странно и неудобно. Им же, наверное, так же неудобно смотреть на нас, бесстыжих :).

Между купаниями обошли все более-менее приличные с виду места для жилья, тут пара отелей и в конце посёлка есть несколько частных капитальных апартаментов, построенных недавно и выглядевших более прилично. Но везде либо не было мест, либо нам давали формальный отказ - кому интересно селить жильцов на пару ночей... А когда на пляж пришла волна интернета (тут так, интернет вдруг появляется и потом куда-то пропадает), то посмотрели ещё раз предложения на Букинге и даже забронировали гостиницу "Каспий" в Махачкале на сутки с трёхразовым питанием. Но потом внимательно почитали отзывы:  совок и пищевые отравления....

В результате мы так и остались здесь на все три ночи, терпели, терпели и вытерпели. Особенно тяжело было моей бедной любимой женщине... Я видел, как ей это давалось.

Утром мы завтракали в своей комнатушке, пользуясь тем, что взяли с собой свою мультиварку и Марина делала в ней омлеты и яичницы.

А запах нашего более менее хорошего кофе из френч-пресса перебивал остальные запахи и постепенно впитывался в стены и мебель.

Правда, за стеной жили какие-то громкоголосые любители ночных разговоров на дагестанском (или чеченском) языке. Слова были непонятные, но хорошо слышные. Так же хорошо было слышно, что делалось во всех остальных соседних и не очень соседних номерах - кто ругался, кто обнимался, где прыгали или даже ползали дети... "Фанера, как известно из физики, лучший проводник звука... "(с). Кто-то засыпал, другие просыпались, а моя жена всех караулила вопреки своему желанию. Мне же как-то удавалось иногда заснуть и я, видимо, своим уставшим храпом ещё добавлял ей курортной романтики.

Рано утром, ещё до семи, я ходил купаться. И выйдя на берег в первый раз, был несколько ошарашен. Пляж был полон народу, такое ощущение, что многие тут с вечера так и оставались. Ну на топчанах-то точно спали "отдыхающие", завернув головы в полотенца, поодиночке или даже в обнимку.

Потом топчаны освобождались и выходили мы...

Весь день мы праздно валялись на пляже, днём тут становилось посвободнее. Плавали подолгу в мягкой и теплой воде, гуляли по мокрому песку вдоль моря из конца в конец, и это было довольно неплохо.

Ужинать приспособились в столовой недалеко от того места, куда подъехали в первый раз, т.е. возле базы "Мираж".  Столовая оказалась довольно чистой, еда в ней свежей, конечно, без изысков. Поднимались с едой на крышу этой столовой, там у них открытая веранда, и было вполне неплохо. А ещё мы брали с собой тарелочку наших помидор - и ужин сразу улучшался. И если в первый вечер опасливо ели какой-то хек с картошкой, то во второй уже осмелели и раздухарились на мясо.

Конечно, тут есть и пара ресторанов, но тамошняя атмосфера плюс их "жывая" музыка, которая и так нас доставала по вечерам своей громкостью и голосами ведущих, отбивали любое желание туда зайти. В столовой было лучше, спокойнее, ну и, конечно же, намного бюджетнее.

А после столовой Марина нарезала на тарелочку сыр, мы брали бокалы с красным вином и немного сидели наверху на веранде "Вояжа", если там никого не было. А уже когда совсем темнело, снова с бокалами и бутылкой уже белого холодного вина и фруктами уходили на пляж и там сидели долго-долго на топчане, и вот это всё было приятно.

Даже плавали в тёмном ночном море, искрящемся от пляжного освещения мелкими медузками. И это тоже было хорошо.

В последний день, в  пятницу, после завтрака и утреннего купания мы решили съездить в Дербент. Мы всё выбирали, выбирали день, чтобы было не слишком жарко. Но погода особо не менялась и хочешь - не хочешь, но надо ехать.

Дербент

До Дербента от нас ехать примерно 60 км, по времени час. Поскольку нас больше всего интересовал старый город и крепость, то мы туда сразу и поехали по трассе Махачкала-Дербент.

Кстати, первое, что бросилось в глаза на ней - сплошная череда виноградников вдоль дороги. И конечно, захотелось купить винограда, решили, что на обратном пути это сделаем, по возможности.

Трасса эта в хорошем состоянии, но уже тесновата для большого потока машин. И вот тут снова проявляется безбашенный характер дагестанских джигитов. Выезд на обгон при наличии встречного - это тут норма. Да подвинутся, конечно... встречный  и обгоняемый на свои обочины.  И обгон по обочине - тоже норма. Там же можно проехать, широкая обочина, почему не обогнать ...

Т.е. вполне возможно, что тебе в лоб кто-то будет кого-то обгонять и одновременно тебя может стараться кто-то опередить еще и справа, по обочине.... И увернуться от них будет трудно. Плохо там ездят, на мой взгляд.

При этом на горных трассах у меня совсем другие впечатления от езды дагестанских водителей. Там всё чинно и мирно, в слепой обгон не идут, по серпантинам едут в потоке, если он есть. И даже кажется, что медленнее, чем можно было бы ехать. По-крайней мере мне очень часто приходилось их обгонять в разрешённых местах.

Понятно, что это в основном совсем другие водители, разные. В горах ездят горные жители, на побережье равнинные, с разным отношением к принципам дорожного движения, с разным опытом и навыками.  Поэтому их нельзя смешивать одной оценкой. И понятно, что у нас субъективное мнение, основанное на кратковременном опыте, и оно может быть совсем не объективным. Но вот такое мнение сложилось.

Да, ещё вдоль дороги много каких-то полудворцов непонятного назначения. С колоннами, со статуями всякими и парадным крыльцом. Многие в заброшенном состоянии, с заросшими травой входами, другие - дворцы для свадебных торжеств, некоторые - мебельные магазины с какой-то вычурной, видимо, жутко дорогой, мебелью, сверкающей золотом и белым лаком из-за витрин.

В общем, пока уворачивались от джигитов, рассматривали придорожные здания и умилялись названиям посёлков (например "Дагестанские огни") так и приехали в Дербент и мимо его парадных ворот покатили по окраинам. Нам же в крепость надо.

Дербент - самый южный город Российской Федерации и очень древний. Ещё в бронзовом веке здесь были поселения, в VI-м веке до н.э. уже упоминались "Каспийские ворота" - раннее  название Дербента, и сам город возник здесь в 438 году, за 600 лет до Москвы.

Приехали к крепости Нарын-Кала. Крепость построена в VI-м веке, выполняла важнейшую роль по защите, перекрывая проход вдоль моря от северных нашествий. Охраняется Юнеско. Русские войска брали крепость дважды, сначала под началом Петра I в 1723-м году, потом в 1796-м году под командованием генерала Валериана Зубова.

Мы же мирно приехали на небольшую парковку под стенами крепости, которая была вся забита. Но вверх от парковки уходит вымощенная камнем улочка, и вот на ней я и поставил машину в ряду других таких же. Всё, конечно, на солнцепёке.

Ну а дальше что, пришли к входу, купили два билета за 300 рублей оба и пошли жариться в крепостном дворе.

Со стен крепости, кстати, Дербент весь как на ладони.

Не спеша обошли всю крепость по стене по внутреннему периметру и, к слову, не всегда это было комфортно: каменная полка для прохода иногда сужалась до метра, при этом расстояние до земли не малое и ограждений никаких. Встречные или фотографирующие создавали очевидные препятствия, особенно для меня: страдаю боязнью высоты, если нет над головой крыши. Марина ходит по таким полочкам без проблем.

Но ничего, удержались и дошли :).

Потом ещё полазили в развалинах Ханских бань, причём с некоторым удовольствием, поскольку там была тень и хоть немного прохладнее. Солнце уже изрядно припекало и любая тень принималась за благо.

В общем-то, вот и всё, крепость осмотрели, Марина ещё покрутилась около серебряных лавок, я ей там даже присмотрел браслетик, но покупать почему-то не стали, ну его...

Набрали в местном роднике бутылку воды и к машине. Вернее, я к машине, а Марина пока в сувенирную лавку на парковке, посмотреть чего там, охладиться и подождать, пока я приведу нашу машину в более-менее прохладное состояние.

Вторая по значимости городская достопримечательность, как нам сказал билетер в крепости, - это Джума-мечеть, самая старая мечеть на всей территории бывшего СССР. Поехали к ней не по навигатору, а по рассказу билетера. И рассказ был правильным.

Собственно для этого надо оказаться в центре старого города. "Приедете в центр, там увидите чёрные флаги, вот по ним и идите". Приехали, увидели, поставили машину и пошли. Вон наш Лёвик у стенки стоит, а вот наш Штурман идёт мимо непонятных пока нам пустых мангалов.

Собственно увидеть эту мечеть со стороны не особо получилось. Это двор, а мечеть как бы в его стене.

Марине пришлось приодеться на входе.

Внутри гендерного разделения нет, фотографировать не возбраняется, ходить, понятно, надо босиком, ковры ведь...

Итак Джума-мечеть - это самая большая, главная мечеть города, построена в 733-м году вместе с ещё семью меньшими мечетями.

Мечеть была разрушена землетрясением, но в 1369-м году восстановлена.

В советские годы с 1937-го по 1943-й здесь была тюрьма. Но потом статус религиозного объекта зданию был возвращён.

А во дворе мечети растут 4 старых огромных платана, которые с 2012 года признаны природным всероссийским памятником.

Недалеко от мечети кофейня "Сердце Магала", и нам захотелось выпить кофе. Зашли, взяли кофе, Марина ещё какой-то сладкий национальный пирожок, кофе оказался так себе. Зато там было прохладно, и хозяин нам на телевизоре включил фильм про скорое местное событие.

Здесь готовились отметить день Ашура. В этот день в 680-м году в сражении около Кербелы погиб имам Хусейн, внук пророка Мухаммеда. Это траурный день, отмечается шиитами 10 числа месяца Мухаррам, в этом году это 19 августа.

А весь месяц на подходах к Джума-мечети стоят палатки, и вечером здесь бесплатно угощают сладостями, пловом и розовой водой. Вот про это нам и показали фильм.

Марина любопытная и очень любит всякие народные "гуляния" и немного пожалела, что мы сегодня не ночуем в Дербенте. Но вот не ночуем...

На этом все свои любопытства относительно Дербента мы удовлетворили, заехали в местный "гипермаркет" "Муг", там купили вкусной брынзы и покатили домой. И фрукты, кстати, по дороге тоже купили. Оказались самые вкусные и недорогие прямо на съезде с трассы на Инчхе. Там фруктовая автолавка стояла.

Потом с удовольствием поплавали после жаркого города.

И конечно, снова вечером после ужина с этими фруктами и вином на пляж, сидеть на топчане и смотреть на тёмное искрящееся море.

Правда, вот в этот последний здешний пятничный вечер, уже около десяти вечера вдруг погас свет во всём посёлке, в том числе и на пляже. Затем началась какая-то суета, беготня и крики. Вроде как, в одном из ресторанов началась групповая потасовка и, кажется, даже с ножами.  Это мы из криков пробегающих мимо услышали. Горячие южные нравы, от любви до смерти один шаг. Сегодня, кстати, до обесточки, музыка, поющие и ведущие раздирались особенно старательно, ради пятницы, видимо. Вот и дораздирались.

Освещения в тот вечер не было долго, часа два.  Мы ещё посидели на пляже, уже практически в одиночестве, все же разбежались кто куда, потом в темноте вернулись в свою каморку, освещая дорогу телефонами, включили негромко аудиокнигу на ноуте и слушали её, пока не стали задрёмывать. Кажется, это была "Бессонница" Кинга. И уже когда дрёма накатила окончательно, всё вдруг заработало, и надо было вставать, перебивая и так некрепкий сон, включать кондиционер, тушить свет и закрывать окно.

Но в результате ночь как-то продремали и дотерпели весь наш местный быт... :)

Осталось утром собраться и уехать, подальше...