< ПредыдущаяК оглавлениюСледующая >

Нальчик

14 августа 2021 года, суббота

Я написал в предыдущей главе, что мы вырвались из Инчхе. Но оказалось, что ещё не совсем. Мы пока вырвались только из нашей ночлежки.

Когда перетаскали вещи в машину, я посмотрел на заднее правое колесо и мне показалось, что шина как-то сильно отреагировала на песчаный бугорок под ней.

Проверил давление, ну да, чуть больше атмосферы. Т.е. не в ноль, но где-то травит. Визуально источника не видно, поэтому просто подкачал колесо до нужного давления и мы поехали, высматривая шиномонтаж на трассе.

Недолго проехали  - и вот он.

- Почините колесо?

- Конечно,- ответил парень и уткнулся в какую-то шину.

Минут через пять он начал звать кого-то, пришел ещё один, помоложе, с интересом стал рассматривать, как прикреплено колесо у нашей машины. Потом принёс ключ, не подошёл, принёс другой, ослабил болты, притащил большой старый домкрат и стал его мастырить под дно машины в район бензобака... Потом передумал, подсунул железную опору под балку, при этом на стальной опоре домкрата ничего смягчающего не было. И собрался так начинать поднимать. Я не выдержал, сказал ему, чтобы перестал мучиться и мучить нашего Лёвика, сам затянул обратно колёсные болты и молча уехал.

А потом как-то все шинные сервисы пропали, и только в Манасе на кольце я увидел требуемую вывеску. Подъехал, всё те же вопросы, только делать начали сразу. Тоже домкрат без подушки, но парень сразу туда положил деревянный брус. Тоже не фонтан, но лучше, чем голой железкой по крашенной балке.

Колесо снялось, в нём сразу же был обнаружен саморез. Жгут, проверка, всё ОК. 150 рублей и 10 минут -  и мы готовы поехать дальше. Но Марина убежала смотреть какой-то магазин неподалёку. Поэтому я переставил машину в сторонку, позвонил жене и приготовился её ждать.

И тут же вспомнил, что у нас есть ещё одна автомобильная задача... Нам уже можно было бы заправиться, до Грозного с его Роснефтью не доехать, а тут все заправки непонятные и надо попытаться минимизировать возможные потери. Увидел почти новый ухоженный Мерс с местными номерами на парковке рядом и подошёл к нему, там сидит дагестанец средних лет. Спрашиваю:

- Уважаемый, а где Вы такую замечательную машину заправляете? Можно тут найти достойное топливо?

- Да, - ответил он, - у нас много левых заправок, и можно по серьёзному нарваться на неприятности. Но есть две компании, это "Fuel 1" и "555 Eurotrack". Вот эти обе продают хорошее топливо, можно заправляться на любой. Я заправляюсь на "555", потому что у меня там дисконт. И такая заправка будет недалеко, если едете на Махачкалу.

Мы ехали на Махачкалу, такая новенькая заправка и правда скоро встретилась, и на её колонке было написано, что заливают дизель "Экто" от компании "Лукойл"... Залил и я, правда, всё равно не полный бак, двадцать литров. Марина потом всё спрашивала, ну чего, ну как? Да нормально всё... И правда, нормально и даже,  вроде, количество было в норме, стрелка уровня после заправки оказалась там, где я её ожидал.

Ну а потом снова этот нудный Хасавюрт. Когда я Марине сказал, что мы снова через него поедем, она явно расстроилась. Неужели нет другой дороги?

- Есть, конечно. Но очень большой крюк, через Кизляр. Правда, там можно ещё коньяку купить, хотя у нас пока и тот едет в машине не тронутый.

- Ну и ладно, поехали прямо.... Будем терпеть.

И, конечно, снова пробка, снова ползём, снова обочечники. В этот раз проезд ещё немного дольше - 35 минут потеряно.

Но потом началась Чечня, и полетели по её почти автобану. Вот и Роснефть, другая, нам по ходу, сразу за Гудермесом, но на ней порядки те же. Снова оплата только наличными и опять кажется, что с пяток литров застряли в колонке.

Грозный мы в этот раз объезжаем. Ну вот объезжаем, объезжаем, а на одной из развилок я не понял сразу, куда нам надо ехать. Указателей движения по полосам я там вообще не увидел, и iGO нарисовал развилку как-то противоречиво, вроде, сначала надо правее, а потом дорога уйдёт влево, как бы полукольцо. И я поехал правее и потом понял, что это не моя полоса, мне уже  надо левее, и надо было левее несколько раньше, чем я это понял  и между расходящимися полосами уже нарисована сплошная линия. На нужной мне полосе никого не было, я как-то инстинктивно перестроился и только потом понял, что делал это перед глазами довольно молодого чеченского чернобородого ДПС-ника. Забыл уже, что они тут на каждом перекрёстке стоят. Конечно, поднятый жезл и нас останавливают. Сижу, открыл окно...

- Ваши документы...

Я не стал валять ваньку, сразу сказал, что да, не понял схемы перекрёстка, навигатор его рисует путано, а указателей и знаков движения по полосам нет... Ну да, виноват, конечно, навигатор навигатором, но всё равно...

Чеченец мне: "Ну, пойдем...."

Ну пошли, отошли к будке, он смотрит на меня, я на него...

- Что делать будем? -  стандартный вопрос.

- Не знаю я... - мне бы хотелось не делать ничего.

Бородач поисследовал мои документы, потом стал звонить кому-то по телефону и что-то по-чеченски говорить... Я стою, жду.

Он говорил, говорил, потом сунул мне мои карточки в руки и молча куда-то поспешил... К вагончику какому-то, не знаю...

Добрые они, оказывается :).

Марина сидит, в глазах немой вопрос... - Да всё нормально, дорогая, добрые они, хоть и с грозными чёрными бородами...

И мы поехали дальше.

А дальше я стал путаться, в какой республике мы едем. Постоянные посты, вроде, вот была добрая Чечня, а Марина мне говорит, что нет, это уже Ингушетия. Только немного привык к Ингушетии, а оно уже совсем даже Осетия. И наконец, "наша" Кабардино-Балкария.... Правда, ни на одном посту нас не остановили, просто смотрели в нашу сторону и отворачивались, видимо лёгкая рука оказалась у нашего чеченского благодетеля.

И вот в этих республиках с заправками как раз наоборот, сплошная правильная "Роснефть". Эти территории она тщательно подмяла под себя. В остальном дорога не запомнилась, просто ехали и ехали. Правда, где-то, не помню уже где, остановились у придорожной продажи персиков и купили немного. Но они здесь в два раза дороже дагестанских и почти настолько же хуже их, хотя тоже съедобны, и ни один у нас не пропал.

Ещё около Грозного иногда начинал капать дождик, температура понизилась. Ну да, жары уже у нас в поездке не ожидается.

Вот и Нальчик, мы с любопытством крутили головами, знакомясь со столицей КБР и одновременно с нашим пристанищем на следующие две ночи...

Проехали мимо центра и парка, ага, понятно, сюда нам завтра дорога. Ещё проехали по длинной прямой улице, поднимающейся как-то понемногу вверх  - и вот он, наш отель, на другой стороне улицы. Теперь это уже точно отель, не база какая-нибудь, отель "Азимут".

Стеклянный внушительный вход, корпус в соснах, всё это вселяло надежды. Вошли в вестибюль, и у Марины совсем повеселели глаза. Вот - это то, что она любит, цветы и фонтаны в холле, внушительная стойка регистрации, вежливые девушки....

А когда попали в просторный номер с огромной кроватью и массивной мебелью, с очень приличным санузлом в котором, не поверите, прямо из крана течёт горячая вода, то наша радость уже стала очевидной. Что значит - контраст. Не будь мы в Инчхе, так бы мы может и не радовались, видели мы много разных отелей. Но нет, наверное, всё равно было бы приятно, потому что здесь и правда было хорошо.

Лоджия с видом на ухоженный двор и сосны, на этой лоджии мы ещё не раз посидим вечерком.

Конечно, тут же залезли в купальные халаты и пошли искать бассейн. Ведь здесь был бассейн и даже где-то сауна.

Везде объявления на стенах, что в купальных халатах в холл не соваться, обходи его стороной. Обойти можно, стрелки обходов нарисованы.

Бассейн вполне приличный, с бурлилками в его начале, длиной метров 25, так что вполне можно в нём поплавать, что мы и сделали с большим удовольствием, особенно я :).

А вот где сауна и как пройти к ней, объяснить нам никто толком не мог. Единственное. все говорили, что она или они в раздевалках фитнес-зала, отдельно мужская и женская.

Ну я нашел сауну потом, не сегодня, завтра. И сауна оказалась вполне даже ничего, жаркая.

Только надо заранее предупреждать тамошнюю обслугу, чтобы разогрели. А вот Марина так и не ходила туда, она сауну любит только за компанию.

Расслабились мы и заленились, и на ужин пошли в ресторан отеля. И надо сказать, что покормили нас там неплохо, Марина, не помню, что ела, а я вот солянку по-аджарски. Вкусная она была. И вот мы ещё себе лайфхак придумали.  Зачем нам заказывать к еде тут пиво какое-то или даже простенькое, но всё равно дорогое вино? Пива вообще неохота, а вино у нас в номере есть неплохое, и не только вино.

Мы решили попробовать заказать травяной чай. И вот ведь - нам понравилось. Вкусно и недорого, чайничек на двоих 250 рублей, как одна кружка пива...

А потом, уже в номере, попили вина с сыром, вина с фруктами на лоджии... Хорошо.

Кстати, пока выбирали столик и ждали еду, прошёл сильный, такой южный ливень, временами прямо стеной и с молниями.

Но потом прекратился, превратился в сырую морось.

Я спал почти как убитый, а Марина ночью боролась с индикаторами на кондиционере, всё равно она нашла что-то, что мешает её спать. Завесила полотенцем.

15 августа 2021 года, воскресенье

С утра ещё пасмурно и продолжает моросить несильный дождик. Немного порешали, как идти на осмотр города. Я предлагал два варианта: ехать в центр на нашей машине и потом на ней же возвращаться или ехать на такси, а там видно будет.

Марина предлагала взять зонты и идти сразу пешком, а там тоже видно будет.

Но пока пошли на завтрак.

И снова моя любимая женщина умилилась. И зал для завтрака по оформлению, и сам завтрак по наполнению и качеству были очень даже ничего, даже рыба солёная, разная, красная и не очень, пожалуйста вам... И кофе из кофе-машины тоже был хорош, из приличных зёрен.

В общем, душу отвели, вкусовые рецепторы порадовали, а желудки заставили вспомнить, что такое шведский стол :). Им, желудкам, было сегодня нелегко.

Штурман, она и есть Штурман, как сказала, так и сделали :). Взяли в машине зонты и куртки, одели кроссовки и по мокрому асфальту потопали в сторону центра вниз по улице имени русской и немного украинской писательницы Марко Вовчок, которая здесь жила в свои последние годы.

И мы прошли мимо её дома-музея, почему-то закрытого, там во дворе она и была похоронена.

Пока шли, дождь совсем прекратился, только ещё довольно полные ручьи безуспешно пытались преградить нам дорогу. А потом облака стали понемногу подниматься, а температура воздуха потихоньку повышаться.

Начинаем знакомиться с новым для нас городом.

Здесь главное место отдыха - парк "Атажукинский сад".  Это второй по величине парк на Северном Кавказе и, как практически все эти парки, имеет свою историю, поскольку основан он довольно давно, в 1847-м году. Вот в этот парк мы и вошли, как обычно сзади. И будем по нему ходить сегодня довольно долго и много. Сад назван по имени своего владельца с 1865 года князя Атажуко Касаевича Атажукина, хотя владел парком князь всего три года, поскольку в 1868-м году умер. И потом парк пришёл в запустение и стал восстанавливаться только в советское время, после 1920-го года. Сейчас здесь уже вполне хорошо, по крайней мере, парк, на наш взгляд, в лучшем состоянии, чем, например, парк в Ессентуках.

Но общие впечатления сложатся потом, а пока мы довольно неожиданно нашли местную галерею минеральной воды, смотрим в карту: где-то она должна быть недалеко...

Голову повернули - а вот же она.

Пошли пробовать местную воду. Минеральная вода к бюветам питьевой галереи поступает с глубины немного больше километра и течёт из кранов двух видов - подогретая и обычная. Марине не понравилась ни та, ни эта, я с важным видом попил холодной для возможной пользы  организму. И в бутылочки в дорогу налил. Но вода, и правда, мягко говоря, невкусная :).

И с чувством выполненного перед организмами долга мы снова потопали по главной и длинной аллее парка (полтора километра её протяженность).

Недалеко от "Источника Нальчик" большое озеро. Или наоборот, источник недалеко от озера. Это Курортное или Четвёртое озеро, искусственное, наполняется водой из реки Нальчик, на зиму, говорят, осушается. Это единственное озеро, где летом можно в городе купаться в открытом водоёме.

Сейчас мы идём по внутренней стороне озера, здесь уже с утра бурлит местная пищевая жизнь, потому что  весь берег утыкан шашлычными и кафе, типично южный променад.

Мы после нашего завтрака смотрели на  активно поглощающих уже с утра шашлыки с удивлением.

Как они могут уже в такую рань есть :)...

Я сначала подумал, что у этого кафе вывеску ошибочно повесили не той стороной, что это зеркальное отображение названия, но всё равно не смог прочитать его ни так, ни эдак. Потом нашёл перевод слова къууанч - это праздник, радость.  Ну я бы тогда назвал кафе "Къууанч шхалъэ", а то непонятно, кому праздник.

Парк спланирован довольно геометрически строго, длинная главная аллея пересекается под прямыми углами поперечными аллеями, и на перекрёстках стоят какие-нибудь парковые достопримечательности.

Например, вот "Аллея поэзии". На каждой каменной табличке вдоль клумбы написаны стихи на кабардинском, я даже попытался их почитать вслух нараспев, Марина смеялась - "Къууанч шхалъэ"....

На одном перекрёстке я заставил Марину сфотографироваться на фоне "Земляной вазы", на другом она меня усадила на край фонтана.

Мы, конечно, фотографируемся на память возле каких-либо примечательных мест, и у нас тут разделение предпочтений - Марина всегда с цветами, я с железками или камнями. Это если примечательность рукодельная. А природные разделений не принимают, там всё хорошо.

Очень любят в КМВ клумбы в виде часов, или календарей. Здесь вот клумба-календарь, каждый день садовникам приходится переставлять горшочки с цветами... А вот смену года, видимо, в нужное время всё равно не организуешь...

А эта инсталляция называется "Звёздный камень", создана по проекту народного художника Кабардино-Балкарии Алима Пашт-Хана в 2017 г. Камень весом в 47 тонн привезли из Безенгийского ущелья в Приэльбрусье. Камень  инкрустирован орнаментальными бронзовыми вкраплениями, как-то олицетворяющими богатство обычаев и традиций Кабардино-Балкарии...

В самом начале (а для нас в самом конце парка, мы же вошли сзади) мемориальный комплекс с памятниками героям революций и жертвам войн и репрессий. Расположены памятники друг напротив друга, если можно про них так выразиться.

И начинается (а для нас заканчивается) сад парадным входом. Но аллея парка после входа плавно переходит в аллею Голубых елей с Лермонтовым в её начале, а как же тут без Михаила Юрьевича, без него на КМВ ну никак :).

Мы сегодня ещё вернемся в этот приятный парк, а пока двигаемся вперёд, а значит, по этой аллее.

В её конце мы нашли два памятника - памятник жертвам Кавказской войны (1817-1864) в виде древа жизни из символики адыгов. А рядом ещё две старинные плиты или фигуры - это мемориал Джабаги Казаноко и его жены. Казаноко - адыгский мудрец, философ, поэт и общественно политический деятель начала восемнадцатого века (1685-1750). В общем, практически легендарный человек в КБР, образ которого во многом состоит из народных легенд.

Продолжаем идти прямо, аллея Голубых елей переходит в Кабардинскую улицу, которая после перекрёстка становится пешеходной. Улица почему-то практически пустая, видимо, на ней недостаточно притяжений. Наше внимание привлекли кинотеатр "Победа" и уличный музей каменных артефактов.

Кинотеатр Победа типичное "сталинское" строение, во время ВОВ был разрушен, потом восстановлен, потом заброшен, в 2016-м году сгорел. Но вот сейчас снаружи явно приведен в порядок. Но закрыт. В Саратове тоже есть похожая "Победа", но без скульптур. Много таких кинотеатров было настроено по всему СССР. В Энгельсе нашем "Родина", и кажется, что все они заброшены уже и никому не нужны.

Камни же не просто камни, а артефакты, все с инструкциями, как ими пользоваться, некоторые надо потереть, на других посидеть, а вот этот, видимо, обнять. Или поспать на нём. И будет счастье.

Потом мы занялись культовыми сооружениями. На карте достопримечательностей были видны мечеть и где-то дальше православный собор. Пошли искать.

Центральная мечеть нашлась быстро, она оказалась новостроем, да ещё и в стиле хай-тек.  Открыта в 2004-м году. Это тоже джума-мечеть, т.е. пятничная или соборная мечеть города. Сфотографировали, внутрь не пошли.

Рядом аллея в честь сотрудников правоохранительных органов...

А вот с православным собором было не всё так просто. Он оказался не слишком близко, но мой неутомимый Штурман не сдавалась и шла вперёд. Правда, мы немного ошиблись в направлениях и пришлось спрашивать местных, и немного возвращаться, но в результате, через сорок минут пешего хода мы всё же его удовлетворённо увидели. Кафедральный собор Марии Магдалины  тоже построен недавно, в 2010-м году. Но вид у него, конечно же, классический. Внутри пустоват, ещё не оброс годами.

В этом месте я сдался. Вернее, наоборот, стал всячески выражать свое несогласие с пешкодралом в обратном направлении, который, думаю, коварно замышляла Штурман. Марина забыла сегодня свой фитнес-браслет, и мы не знали своего пробега, но судя по картам протопали уже не меньше 10 километров. Кроме некоторой усталости, не хотелось идти назад по непримечательным улицам, по которым мы уже довольно изрядно удалились от всех интересностей сюда.

Но слава Марии Магдалине, Штурман сопротивлялась недолго, больше для видимости, я вызвал Яндекс-такси, через пять минут оно приехало, и парень мухой нас привёз снова в центр, на площадь Согласия. И, кстати, Штурман была впечатлена обратным расстоянием, которое мы преодолели на такси. Ехали мы довольно быстро минут пятнадцать. Правда, мы просвистели мимо площади Марии, с одноименным памятником княжне Марии, но в окошко его увидели и галочку поставили. Водитель старался провезти нас по наиболее красивому маршруту, за что получил от нас благодарности  в конце поездки. Устные :).

И хотя площадь 400-летия присоединения Кабарды к России, она же площадь Марии позиционируется как главная площадь города, не возвращаться же из-за этого назад почти на треть оплаченного пути.

Решили ограничиться похожей площадью Согласия тоже с памятником, только В.И.Ленину.

Вот это типично советская площадь, просторная и величавая и, поскольку именно здесь стоят Дом Правительства республики и доска Почёта, то как можно другую площадь считать главной? Ну, не знаю...

И здесь большой и, говорят, что цветомузыкальный фонтан.

Посидели на скамеечке, полюбовались на вождя мирового пролетариата и дальше. Теперь нам стало надо купить нальчинских конфет, мы их в прошлом году в Кисловодске покупали, они частично понравились, теперь вот глупо было бы в самом Нальчике не купить.

Где-то нам посоветовали, что недалеко от площади Согласия есть рынок и там этих конфет, хоть чем хочешь ешь. Пошли искать...

Но сначала нашли вот ещё такие артефакты коммунизма и не коммунизма...

Случайно встреченная во дворе пушка  оказалась мирной и противолавинной, для расстрела снежных склонов.

Отсюда она до склонов не дострелит, значит, памятник.

В промежутке между двумя этими артефактами нашёлся и рынок, но он уже закрывался, что помешало нам купить конфет, но не помешало набить мой рюкзак вкусными местными яблоками, не очень много, килограмма четыре или пять, ведёрко, короче, и я их потом весь оставшийся день так и таскал.

При этом смотрите, как уже распогодилось, и стало довольно-таки жарко.

Но мы снова нырнули в парк, там утром мы заметили бесконечное число скамеек, на которых можно отдохнуть и попить противной водички из моих запасов, но сейчас скамейки практически все были заняты... Еле нашли одну.

А потом мы, как и обещали вам, прошлись по внешней стороне Курортного озера. Там тоже приятно все устроено, дорожки, платформа для купания и зона для природного отдыха.

Правда, опять спустились тучи, и  возникшие было мысли искупаться куда-то ушли. Да и купальников не было с собой, с утра даже про это и не думалось.

Всё решали, решали, где нам поужинать.

Хотели было по пути заглянуть в пивной ресторан "Бочка", это, вроде как, местная достопримечательность. Но тут дилемма - поешь, потом в бассейн с сауной не захочется, и бассейн таки победил, и мы прошли мимо, тем более, что пива не хотелось.

И кстати, на обратном пути, да ещё и с яблоками, кроме зонтов и недопитой воды, в рюкзаке, стало чувствоваться, что к отелю дорога всё же постоянно поднимается вверх :).

Но всё равно, приятно уставшие, притопали в отель, переоделись, поплавали в бассейне, я нашел сауну и ещё и напарился, и пришёл релакс.

А потом снова спустились в местный ресторан и там уютно поужинали, идти ещё куда-то совсем не хотелось :).

Снова с чаем и снова потом на свою лоджию, догонять с кизлярским коньяком и фруктами.

Тут коньяк, в силу прохладной погоды, стал уместным. И, кстати, был вкусным.

От добра добра не ищут... Это я про ужин в отеле, да и просто к слову :).

16 августа 2021 года, понедельник

Собственно, вот и весь наш Нальчик. Утром, правда, ещё был забавный случай. Позавтракали, потом погуляли немного по ухоженной территории отеля, загрузили вещи в машину, ехать в Кисловодск, вроде, ещё рано, а пойдем-ка мы поплаваем в бассейн напоследок. А пойдём. Пришли, там никого почему-то. Я заглянул за стойку бассейновой рецепции, там полотенца стопкой лежат. Ну взяли, начали плавать... Плаваем, плаваем себе, никого, мы одни. Прямо удивительно. Потом всё же пришли ещё две женщины и только они переоделись и наладились тоже нырнуть, как прибегает парень - ой, зачем вы тут плаваете, бассейн же не работает, бассейн закрыт, мы воду будем хлорировать, уже, может, даже начали...

Ну откуда нам про это было знать, вот странные... В общем, нам всё удалось, а женщинам тем нет.

Конфет мы всё же купили, нашли по навигатору конфетную фабрику, их тут три.  Марина пальчиком в карту ткнула - ну, давай вот сюда. Заехали, конечно же, iGO нас покружила, Яндекс-навигатор положение поправил и привёз. Там есть фирменный магазин "Нальчик-сладость", чего-то Марина в нём купила немного, но, вроде, не совсем то. Я то не понимаю - все конфеты в красивых фантиках и большие :)...

И уехали, на вторую фабрику заленились ехать. Потом оказалось, по рассказам конфетных продавщиц в Кисловодске, что надо было на другую ехать, то ли "Жако", то ли "Эльбрус-К" ,она главная, и там всё лучше, и шоколад правильнее.

Понятно, что на вкус и цвет кому нравится арбуз, а кому свиной хрящик (c), но, и правда, те конфеты, которые мы потом, всё же в Кисловодске, купили от "главной" фабрики, оказались для нас повкуснее.

На выезде зато встретилась ещё одна достопримечательность - местные ворота, или, правильнее, триумфальная арка "Навеки с Россией". Мы вчера думали до сюда дотопать, но это от собора ещё километра два в сторону от центра. Раздумали - и вот она сама тут как тут. Открыта арка была в сентябре 2007-го года в честь 450-летия союза России и КБР

Ну что же, мы в результате были довольны, что приехали в Нальчик, город нам понравился и можно было бы даже тут задержаться еще на денёк или два. Тут ещё есть чем заняться - есть канатка, есть свой терренкур - пешая тропа "1001 ступень", Козий рынок. На всё это у нас не хватило времени или сил. Да и по Атажукинскому саду можно было бы и ещё погулять, просто так, для удовольствия. Ну может, и приедем ещё когда...

Ну а пока  покатили в Кисловодск.